Наверх
Главная » Гипотезы

Советские мифы про безграмотную Российскую Империю

12 Февраль 2020 60 views Нет комментариев Опубликовал:

Каждому оканчивавшему советскую школу было «известно», что Российская Империя была страной, в которой население было почти поголовно безграмотным. Как рассказывали советские учебники, сама революция и делалась для того, чтобы осуществить «вековую тягу» народа к образованию. На пути которой стоял «реакционный царизм».

Эти пропагандистские установки долгие годы вбивались в школьные головы русских детей. И в реальности они оказались глубоко ложными антиимперскими мифами.

Российская Империя – страна безграмотных крестьян?

Образование в Российской Империи было чрезвычайно разноплановым. И весьма специализированным. Министерство народного просвещения не было монополистом в обучении. Многие министерства имели свои учебные заведения. Поэтому, когда говорят об образовании и показывают только цифры по Министерству народного просвещения, вас обманывают. Имперское образование было более сложным государственно-общественным механизмом, не снившимся забюрократизированной республиканской школе последующих ста лет.

В целом, в Российской Империи существовало четыре уровня образования: начальные школы (от 2 до 5 лет образования); общеобразовательные или посленачальные школы (срок обучения вместе с начальными школами был от 6 до 8 лет); гимназии (классические, реальные, семинарии, кадетские корпуса) – среднеучебные заведения, где учились 7-8 лет; и высшие учебные заведения (университеты, академии, институты, специализированные училища и т. д.).

Расходы по Министерству народного просвещения на 1914 год составили 161 млн рублей. Но это была малая часть того, что тратилось на организацию образования в Российской Империи. Общие расходы всех ведомств на образование составляли почти 300 млн (См.: Сапрыкин Д. Л. Образовательный потенциал Российской Империи. М., 2009).

Но и это не всё. Империя не была демократическим государством, но это никак не препятствовало огромному участию в образовании земских и городских самоуправлений. Их вложения были даже ещё больше – около 360 млн. Так что общий имперский бюджет доходил до 660 млн золотых рублей. Это примерно 15-17% от всех расходов Империи (из них 8-9% госбюджета). Такой доли расходов на образование не было никогда, ни в советские времена, ни в постсоветские.

При этом бюджет Министерства народного просвещения увеличивался даже во время войны. Так, в 1916 году он составлял 196 млн. В целом за царствование Императора Николая II бюджет этого министерства увеличился более чем в 6 раз. Хотя общий бюджет Империи увеличился с 1 млрд 496 млн (1895) до 3 млрд 302 млн (1913). Бюджет на образование рос значительно быстрее, чем общеимперские расходы на остальные государственные задачи.

Количество учащихся гимназического уровня всех видов и всех ведомств в Российской Империи составляло около 800 000 человек. И около 1 млн учащихся было во всевозможных посленачальных заведениях Империи. (http://old.ihst.ru/files/saprykin/book-education-pote.pdf).

Количество учащихся гимназического уровня всех видов и всех ведомств в Российской Империи составляло около 800 000 человек. Фото: Globallookpress

И это притом что, по расчётам знаменитого британского экономиста Агнуса Маддисона (1926–2010), ВВП Российской Империи (без Польши и Финляндии) составлял 8,6% от мирового ВВП, а население – 8,7% от мирового населения. (См.: Agnus Maddison, Historical Statistics for the World Economy).

Грамотность населения

В Российской Империи к 1916 году было около 140 тысяч различных школ. В которых училось около 11 миллионов учеников.

Сегодня в РФ, кстати, примерно столько же школ.

Ещё в 1907 году в Госдуму был внесён закон «О введении всеобщего начального обучения в Российской Империи». Но думская волокита постоянно откладывала рассмотрение этого закона.

Несмотря на это противодействие со стороны «народных» избранников, государство и земство фактически без формального закона вводили всеобщее, обязательное и бесплатное начальное образование.

Государь в порядке 89-й статьи Основных Законов, позволявшей обходить неповоротливых депутатов, издал Указ от 3 мая 1908 года, где было Высочайше повелено выделить дополнительное государственное финансирование на развитие бесплатного образования. В том числе стала проводиться в жизнь программа увеличения числа школ и их доступности (не более 3 вёрст в радиусе друг от друга).

В результате проводимых мероприятий к 1915 г. в Московской губернии грамотными были уже 95% мальчиков 12-15 лет и 75% девочек (Новый энциклопедический словарь Брокгауза и Эфрона, 1916). Ещё в 7 губерниях грамотными были 71-80%, в 20 губерниях – 61-70%.

По данным частичной школьной переписи января 1915-го, в центральных великорусских и большой части малороссийских губерний было обеспечено фактически полное обучение мальчиков. Картину «портили» неевропейские регионы Империи.

Земства очень активно участвовали в переходе ко всеобщему начальному образованию. Из 441 уездного земства к 1914 году уже полностью перешли к нему15 земств, 31 уже было близко к его осуществлению, 62% земств нужно было ещё менее 5 лет, а 30% от 5 до 10 лет, чтобы осуществить эту программу (Начальное народное образование, Пг., 1916. Т. 28).

Интересно, что предпоследний министр просвещения Российской Империи (1915–1916) граф П.Н. Игнатьев уже в эмиграции приводил цифру в 56% грамотных от всего населения Империи на 1916 год.

Полная грамотность всех детей в Российской Империи такими темпами была бы достигнута к периоду между 1919 и 1924 годом. Все дети Империи проходили бы начальное обучение в 4- или 5-летних начальных школах и при желании и дарованиях способны были бы дальше учиться в гимназиях или высших начальных училищах.

Подтверждением этих цифр являются данные Военного министерства. В 1913 году было призван 10 251 новобранец в Императорский русский флот, из них только 1676 были малограмотными и только 1647 неграмотными (См.: Военно-статистический ежегодник за 1912 год (СПб., 1914. С.372-375.). Среди же рядового состава армии из 906 тысяч человек числилось лишь 302 тысячи малограмотных. Неграмотные вовсе не числились.

Но революция, воплотившись в России, поставила на дореволюционной школе жирный крест (а точнее, жирную красную звезду) и отбросила решение вопроса о всеобщем образовании практически на десять лет. Только Постановлением ЦИК И СНК Союза ССР «О всеобщем обязательном начальном обучении» от 14 августа 1930 года коммунисты смогли ввести всеобщее обязательное (четырёхлетнее) обучение.

Революция, воплотившись в России, поставила на дореволюционной школе жирный крест (а точнее, жирную красную звезду) и отбросила решение вопроса о всеобщем образовании практически на десять лет. Фото: Globallookpress

Дореволюционный учительский корпус

В Российской Империи существовало в 1914 году 53 учительских института, 208 учительских семинарий, в которых училось более 14 000 будущих педагогов. Плюс из педагогических классов женских гимназий в 1913 году было выпущено более 15 000 учителей. Всего же учителей в Империи было 280 000.

Кстати, не надо путать начальные школы и церковно-приходские. Это разные школы. Но и там и там работали учителя, получившие профессиональное педагогическое образование. В церковно-приходских школах священник преподавал только Закон Божий, остальные предметы вели профессиональные учителя.

Оклад учителя в высших начальных училищах (что-то вроде советских семилеток) составлял 960 золотых рублей в год, что больше миллиона на наши деньги. А профессор, например, Томского технологического института получал 2400 оклада плюс 1 050 рублей столовых и плюс 1050 рублей квартирных. То есть более 5 млн на наши деньги.

Мясо тогда стоило от 15 до 60 копеек, картошка 1-2 копейки за килограмм. А построить кирпичный дом с отделкой площадью 150 кв. м. стоило 3-4 тысячи рублей.

В заключение надо сказать несколько слов про студентов. Их в Российской Империи к началу мировой войны было 141,5 тысячи. В два раза больше, чем в Германии. А если пересчитывать количество студентов на 10 тысяч жителей, Россия сравнялась с Великобританией.

Особенно заметный рост происходил в технических вузах. За время царствования Императора Николая II их количество увеличилось с шести тысяч до более чем 23 300. Далеко обогнав Германию.

Так что великий либерально-советский миф о необразованной Российской Империи можно выбросить на помойку истории как не соответствующий действительности.

Пометить материал как неуместный

Оценка информации

VN:F [1.9.22_1171]
Объективность
Актуальность
Полнота
Понятность
Rating: 0.0/10 (0 votes cast)
Записи на схожие темы
Подробнее: http://dostoyanieplaneti.ru/2623-mify...Как греческая литература вытеснила из образовательной программы эпос древних славян? Чему былины учат не хуже мифов?Почему в стандарт нашего образования включили мифы Древней Греции, а древнеязыческая литература...
[14 Авг 2015 | Автор  ]
Ученые из Британии выяснили, что многие...
[4 Авг 2015 | Автор  ]
Рубрика История
Дмитрий Перетолчин и искусствовед, историк, автор исследований по истории перемещённых ценностей Александр Мосякин рассказывают о контрабанде произведений искусства, тайнах похищенных и утерянных сокровищ. Почему большевики не...
[13 Сен 2017 | Автор  ]
Рубрика История
Сопутствующие проекты.Источник: http://www.onlinetv.ru/video/2183/Атлантида Загадочный остров, вопрос о существовании которого будоражит умы человечества уже более 2000 лет. Количество предположений о том, существовала ли Атлантида, где она находилась и почему...
[6 Июн 2015 | Автор  ]
Видео-курс, посвящённый русским трёхмерным шахматам - таврелям. Это очень интересная и интеллектуальная игра. В шести выпусках разбирается история, особенности и правила русских шахмат. Для навигации по выпускам плейлиста нажмите на три полоски...
[3 Сен 2015 | Автор  ]
В передаче Андрей раскрыл тему ведического образования с разных точек зрения. Дал определение этому понятию, уточнив его место в современности, а так же, определил необходимость и возможность массовой доступности Ведического...
[5 Май 2016 | Автор  ]
Решив изучить колыбель европейской цивилизации, святая святых всех историков и археологов — территорию так называемой Римской империи, авторы с удивлением обнаружили, что самые величественные храмы и дворцы сооружали совсем не римляне,...
[4 Янв 2016 | Автор  ]
Рубрика Гипотезы
Все помнят про мифы древней Греции, древнего Египта и такой же древней Месопотамии. В те седые времена люди, согласно официальной версии истории, как-то выживали без электричества. Им не были известны Интернет и Википедия, телевизоры...
[18 Янв 2019 | Автор  ]
Далее девятнадцать специальных карт, представляющих Российскую #империю с пограничными землями, сочинённые по географическим правилам и новейшим (на 1745 год, конечно) обсервациям. Помимо громоздкого описания (не включённого, по причине малой актуальности...
[18 Авг 2015 | Автор  ]
Рубрика Страны
Во втором веке существования христианства ещё не была оформлена иконография. Это период тайного отправления обрядов, когда посвященные общались со своими святыми в очень укромных местах. Первым христианам казалось, что они очень близко...
[27 Май 2015 | Автор  ]
Два интереснейших видеоматериала о фиктивной продаже Аляски. Недавний доклад кандидата исторических наук Ивана Борисовича Миронова, прочитанный на конференции «Вопросы фальсификации российской истории» в Российской государственной...
[17 Дек 2016 | Автор  ]
Рубрика Америка
Что зашифровал поэт в « Руслане и Людмиле»? Борода Черномора. Влияние бородатости на финансовое благополучие. Почему Александр Сергеевич Пушкин не любил физику? Законы бытия и судьба российской цивилизации в программе «Тайный код Пушкина»...
[30 Ноя 2015 | Автор  ]
Дмитрий Перетолчин и искусствовед, историк, автор исследований по истории перемещённых ценностей Александр Мосякин рассказывают о закрытой истории золотых резервов Третьего рейха и СССР. Кто и с какой целью осуществил вывоз советского...
[15 Окт 2017 | Автор  ]
Подробнее: http://dostoyanieplaneti.ru/2701-mify...Реально ли пересечь Тихий океан на плоту? Какие цивилизационные эксперименты можно повторить и как это меняет историю?Почему Тихий океан осваивался гораздо позже, чем Индийский и Атлантический? Как случилось,...
[29 Авг 2015 | Автор  ]
В данной видео-статье рассмотрены многочисленные доказательства, которые подтверждают информацию о том, что еще в недавнем прошлом (около 400 лет назад), на Земле была Единая Империя (Именем ПЕРУНА), над которой НЕ ЗАХОДИЛО Солнце, так...
[27 Дек 2017 | Автор  ]
Рубрика Америка
Андрей Жуков. Учёные против мифов. Коллекция Вольдемара Джульсруда. Часть 1. Факты против мифов. Андрей Жуков: "5 июня 2016 года в Москве прошел форум "Учёные против мифов". На нём было представлено около дюжины докладов в основном связанных...
[22 Авг 2016 | Автор  ]
Рубрика Гипотезы
16 06 2012, сбт «История и мифы 18 19 века »Применённый способ технологического реконструирования чётко указал уровень развития общества, технологических сил и этап резкого падения и уничтожения науки и промышленности в 19 веке. Полной картины произошедшего...
[20 Июн 2015 | Автор  ]
Продолжение фильма "Запретная история Сибири - 1. Великая Тартария" Где находилась Гиперборея в древности.  Какие государства входили в состав Великой Тартарии или империи Великого Хама. Какие крупнейшие города были в этой стране....
[12 Июл 2016 | Автор  ]
Рубрика Тартария
У всех народов Мира есть символ Мирового древа, но в современном мире нет таких Гигантских Деревьев, которые могли бы соответствовать образам заложенным в легенды и мифы древних народов. Так может быть стоит обратить внимание на те...
[23 Сен 2019 | Автор  ]
Рубрика Гипотезы
Вокруг нас доминируют мифы. Мифы пишутся в угоду правящей династии или Победителя. Все Мифы имеют определенную цель контролировать людей и заставить их верить в конкретную информацию.Сейчас в Мире происходят которые определяют наше будущее.Источник:...
[28 Мар 2015 | Автор  ]
Источник: www.kramola.info
[31 Окт 2019 | Автор  ]
Реально ли повторить легендарное путешествие Тура Хейердала и опровергнуть постулаты официальной науки? Что такое проект «Кон-Тики XXI»? Может ли он стать компаративным историко-географическим проектом? Реально ли собрать вместе носителей...
[21 Окт 2015 | Автор  ]
 Светлана Жарникова о своём опыте клинической смерти, о прародине ариев и многом другом.Источник: www.kramola.info
[20 Май 2016 | Автор  ]
Источник: www.kramola.info
[2 Сен 2019 | Автор  ]

Оставить комментарий

Войти с помощью: