Наверх
Главная » АРМИЯ Карусов

Русские немцы и немецкие русские. 04. Герцен

21 Июнь 2015 50 views Нет комментариев Опубликовал:
Не допетровская Русь должна быть воскрешенной, оставим ее в ее иконописном склепе. Не петербургский период должен продолжаться в своем немецком мундире; он не может идти далее, не изменив себе; его граница обозначена тем же забором, перед которым остановилась Европа, Он нам дал широкое поле, сильное государство, он привил нам внешнюю форму западного образования, как прививают оспу, а с формою перешла сама собою и внутренная мысль его и стремление к личной свободе, не выработавшееся ни в общинной жизни нашего народа, ни в служилом дворянстве нашем. Задача новой эпохи, в которую мы входим, состоит в том, чтоб на основаниях науки сознательно развить элемент нашего общинного самоуправления до полной свободы лица, минуя те промежуточные формы, которыми по необходимости шло, плутая по неизвестным путям, развитие Запада. Новая жизнь наша должна так заткать в одну ткань эти два наследства, чтоб у свободной личности земля осталась под ногами и чтобы общинник был совершенно свободное лицо.

Лучшего времени для внутреннего переворота нельзя найти. В начале нашего века мы были слишком под влиянием западно-либеральных идей, буржуазного гарантизма; ни мы, ни правительство не знали народа. Наверное, тогда были бы сделаны страшные ошибки, которых не поправили бы века, в то время как теперь, настороженные опытом соседей, мы должны иначе смотреть на свое и на чужое; сам Запад повернул угасающий фонарь свой на наш народный быт и бросил луч на клад, лежавший под ногами, нашими. Недоставало счастливой случайности. Пришла и она.


С небольшим пять лет тому назад Россия лежала безмолвно у ног тупого деспотизма, и Яков Ростовцев спрашивал в Петропавловской крепости у Петрашевского и его друзей, не было ли у них преступных разговоров об освобождении крестьян. Теперь царь стал во главе освобождения, и Иаков Ростовцев председателем в комитете освобождения27.

Не воспользоваться этим временем, чтоб тихо, бескровно взойти в новый возраст, или сбиться с дороги, когда она так ясна, было бы великое несчастней великое преступление. Но что же мешает?

Сверх невежества, окружающего государя, и чиновничества, основанного на плутовстве, один враг всего опаснее.

— Кто? Войско?

— Нет. Войско бессмысленно, как нож: в чьи руки он попадает, тот им и режет; войско имеет один постоянный характер: оно всегда делает вред и никогда не рассуждает. Наше войско, я думаю, скорее ближе к народу, чем другие.

— Итак, барство?

У нас барство не имеет ни нравственных, ни физических сил. Оно по своему положению слишком зависимо от трона, оно все служилое и выслужившееся, богатства его жалованные. У нас нет торизма, который бы сам в себе представлял и охраняющую партию и реформу, упрямого лорда Дерби и родного сына его лорда Стенли.

Большая часть наших аристократов люди совершенно неделовые и неполитические; они вносят в общество свое чванство, свои деньги, но никакой идеи.

Те же из них, которые развились, те оставили за собой многих западных аристократов, но они не принадлежат больше ни к своей касте и ни к какой другой, они стали просто людьми. Сверх того, где почва гражданской деятельности нашего барства — в английском клубе, в московских гостиных?.. даже домовая церковь князя Сергия Михайловича Голицына закрылась. Наши аристократы не умели никогда воспользоваться ни дворянскими собраниями, ни дворянскими выборами. Последнее политическое право, которым они пользовались con amore, — право сечь себе подобных, и с ним они, бедные, расстаются теперь!

— Но тогда кто же мешает ринуться России вперед?

— Прислушайтесь.

…Entendez-vous dans les campagnes
Mugir ces feroces Allemands,
Ils viennent…

Слышите ли вы, как в полях рычат эти жестокие немцы, они идут… (франц.)

Вот кого мы боимся, опять-таки русских немцев и немецких русских;

ученых друзей наших, западных доктринеров, донашивающих старое платье с плеч политической экономии, правоведения и проч., централизаторов по-французски и бюрократов по-прусски. Они дельнее барства, они честнее чиновничества, оттого-то мы и боимся их; они собьют с толку императора, который стоит беспомощно, и шаткое, едва складывающееся общественное мнение. Они могут их сбить, потому что их воззрение выше общего уровня нашего образования и очень доступно среднему пониманию. Их мнения либеральны, они в пользу разумной свободы и умеренного прогресса, они говорят против взяток, против произвола, они хотят улучшить скверное само по себе и, пожалуй, заставят нас уважать приказных, полицию, земский суд, сделавши квартального Косьмой Бессребреником и обер-секретаря неподкупным Робеспьером. Они примирят нас со всем тем, что мы презираем и ненавидим, и, улучшивши, упрочат все, что следовало выбросить за окно, что, оставленное в своей гнусности, само собою выгнило бы, окруженное здоровыми силами народа русского.

К тому же, завися, как католическое духовенство, от чужой власти, они должны по стопам своих учителей питать зуб против всего социального, а тут, как нарочно, на самом пороге «право на землю, общинное владение». Вот почему мы думаем, что, если они одолеют, они помешают взойти тем всходам чисто народного устройства, которому стоит не мешать, чтоб урожай был хорош; а улучшения, которые они принесут нам, хотя и будут улучшения, но с ними разве можем надеяться века через полтора дойти до того состояния, из которого Пруссия стремится теперь выйти…

Знаем мы, что попы и монахи никогда не бывают свирепее, как накануне падения церкви. Иезуиты, эти зуавы св. Петра, и все жарившие, вытягивавшие у гугенотов жилы инквизиторы, явились после Лютера и Кальвина. Но тем не меньше они упрочили и утвердили еще на целые века католический порядок. Трудно своротить русский народ с его родной дороги, он упрется, ляжет на ней, врастет в землю и притаится спящим, мертвым. Петровская эпоха — лучшее доказательство; но та же эпоха доказывает, как надолго можно приостановить его жизнь и какие страдания можно заставить его вынести одним материальным гнетом, зачем же подвергать его им a propos delibere (по любому поводу — франц.).

Петр I, Конвент 1793 не несут на себе той ответственности за все ужасы, сделанные ими, которую хотят на них опрокинуть их враги. Они оба были увлечены, хотели великого, хотели добра, ломали, что им мешало, и сверх того верили, что это единственный путь. Но не такая ответственность падет на наше поколение, искушенное мыслию, когда оно примется ломать, искажать народный быт, зная вперед, что за всяким насилием такого рода следует ожесточенное противудействие, страшные взрывы, Страшные усмирения, казни, разорение, кровь, голод.

Мы не западные люди, мы не верим, что народы не могут идти вперед иначе, как по колена в крови; мы преклоняемся с благоговением перед мучениками, но от всего сердца желаем, чтоб их не было.

Если б только наши доктринеры могли просто взглянуть на вопрос, отрешаясь от магистерского диплома, без самолюбия, без той самонадеянной гордости, которая дает сознание, что они хорошо учились; если б они, как Фауст, который тоже хорошо учился, и много, и назывался не только «магистром, но даже доктором», умели останавливаться в добросовестном раздумье и от книги снова бы обращались к непосредственной жизни, они сейчас поняли бы, в чем дело.

Отчего у естествоиспытателя нет ничего заветного перед природой, к ней он постоянно обращается с сыновним повиновением, без лукавства, в ней он ищет поверки, ей он жертвует вековой теорией своих предшественников и собственной системой, как только она требует этого. Неужели смиренное самоотвержение натуралиста основано единственно на том, что у него под руками то камень, то трава,то зверь, и потому с ними не может быть личностей? Природа в своей фактической бессознательности и безответственности так явно независима от человека, что он с ней не пикируется, в то время как мир людской ему кажется собственным домом и его самостоятельную волю он принимает за оппозицию и выходит из себя, особенно когда за него наука веков, ученая традиция.

Это помещичье чувство строптивости особенно развилось у нас в петербургский период, в эту классическую эпоху насильственных образователей и беспощадных цивилизаторов. И тут странная смесь жалкого и возмутительного. Цивилизаторы очень часто откровенно и благородно стремились к добру, лелеяли мысль, например, об освобождении крепостных крестьян, готовы были жертвовать частью достояния, говорили об этом в то время, когда это было опасно, изучали западное сельское устройство… и вдруг, когда освобождение очью совершается, у крестьян открывается готовый быт, который они вовсе не хотят менять, им кажется это неблагодарной дерзостью, и натура русского немца берет верх… Та натура, в которой так и веет сквозь австрийского писаря и русского капрала — татарским баскаком, которая, щуря безжизненные глаза и бледнея от бешенства, говорит без звука: «Да вы, кажется, рассуждаете, знаете ли вы, с кем вы говорите?» Или кричит раздавленным голосом, как псковский городничий путешественнику: «Молчать!» — только за то, что он в крестьянском армяке28. Ведь и русский-то немец-цивилизатор за то и сердится на наш крестьянский быт, что он, в своем мужицком кафтане, не слушается его, одетого по-немецки.

Псковский частный пристав обижен тем, что человек, одетый по-русски, то есть состоящий вне закона, не подавлен его величием, властью, которую он представляет, воротником, который он носит. Доктринер скандализован тем, что его экономическая наука, наука Робертов Пилей и Гускисонов не находит беспрекословного повиновения, что ее, разработанную столетними усилиями, хотят обратить вспять к общинному владению, к коммунизму в лаптях. «Помилуйте, — говорит он, — что вы суетесь с вашим общинным устройством, как с последней новостью, оно было у Германов времен Тацита, общинное владение соответствует младенческому возрасту гражданских обществ и «рассевается от лица просвещения, как тучи рассеваются от лица солнца», уступая высшим гражданским формам. Народы дикие любят общинное владение, народы образованные порядок» — и голод, добавим мы, видя, как девять десятых населения не наедаются досыта, для того чтоб собственность развивалась правильно.

«Что же делать, таков закон общественного роста, народы должны пройти его фазами, каждая имеет свое неудобство, но зато и свой прогресс. Сначала дикие люди владеют сообща, посемейно, родами, потом развивается сильнее и сильнее право личной и наследственной собственности… Конечно, было бы хорошо, если б каждому можно было дать клочок земли, но так как на право собственности не все приглашены природой, то…»

Вот тут-то в самом деле нам становятся пути провидения неисповедимы; для того чтоб несколько государств имели правильно развитую собственность, огромное большинство должно остаться без кола и двора! Библейским языком эдакий закон прогресса по крайней мере называется проклятием в род и род. Тогда уже знаешь, a quoi s’en tenir (чего держаться — франц.), и не обижаешься, а чувствуешь, что это справедливая месть божия за какого-нибудь Эноха или Иафета, что-нибудь напакостившего шесть тысяч лет тому назад… А тут признай я разумом, своим собственным разумом, что есть такой нелепый закон!

Откуда экономическая наука вывела этот закон? Она порядком знает только одно экономическое развитие германо-романских народов. Нельзя же по биографии одного человека составлять антропологию, хотя в ней непременно есть общечеловеческие стороны, но рядом и в связи с совершенно частными.

К тому же разве гражданственность, разве собственность в самом деле в Европе развивались нормально или по крайней мере беспрепятственно? Разве общинное владение и весь прежний порядок уступили внутреннему развитию, а не огню и мечу завоевателей? Или, может, феодальная система была крутой экономической мерой, эдаким цезаревым сечением, хирургически облегчившим нарождение правильной собственности?..

Но ведь и цезарево сечение не делается из подражания над здоровой женщиной, а только по необходимости. Зачем же народ, который никогда не был побежден, у которого не враги отняли землю, а свои как-то отписали ее29, должен непременно пройти теми же фазами? Если же подражать, то давайте строить крепости в городах, на которые никто, кроме полиции, не нападает, будемте на ночь улицы запирать цепями и рогатками, пусть градской голова не спит, а ходит рундом, гласному бердыш в руки — это будет по крайней мере забавнее; а коли кто спросит, что мы делаем, — мы скажем, что проходим феодальную фазу развития городской жизни…

Лет тридцать тому назад Н.А. Полевой заботился же о раскрытии в русской истории той борьбы двух начал, которая так ясно представлена Август< ином> Тьери в письме его о французской истории. Пора перестать ребячиться.

Не то важно, что у кельтов, Германов, пожалуй, у кафров и готтентотов было общинное владение в диком состоянии, а то, что у нас сохранилось оно в государственный период.

А потому в настоящем положении дел серьезно можно поставить только два вопроса:


Есть ли личное, наследственное, неограниченное владение землею единственно возможное для развития личной свободы — и, в таком случае, как спасти большинство населения, не имеющего собственности, от рабства собственников и капиталистов?

Есть ли, с другой стороны, поглощение лица в общине необходимое, неминуемое последствие общинного землевладения, или оно относится к неразвитому состоянию народа вообще, и в таком случае как соединить полное, правомерное развитие лица с общинным устройством?

Об этих вопросах мы просим наших читателей подумать.

http://az.lib.ru/g/gercen_a_i/text_0180.shtml




Пометить материал как неуместный

Оценка информации

VN:F [1.9.22_1171]
Объективность
Актуальность
Полнота
Понятность
Rating: 0.0/10 (0 votes cast)
Записи на схожие темы
Светлана Жарникова о парадоксах древней русской истории Почему в английском языке столько слов, которые легко понять русским? Как «Полосатые берега» под Вологдой заставили раскрыться индийского разведчика? Ещё одно подтверждение,...
[26 Апр 2015 | Автор  ]
Рубрика Гипотезы
Видео-курс, посвящённый русским трёхмерным шахматам - таврелям. Это очень интересная и интеллектуальная игра. В шести выпусках разбирается история, особенности и правила русских шахмат. Для навигации по выпускам плейлиста нажмите на три полоски...
[3 Сен 2015 | Автор  ]
В традиционной истории до сих пор существует много нерешенных исторических и хронологических загадок. Одна из них - загадка древних этрусков. Считается, что этот народ появился в Италии в 8 веке до нашей эры, то есть еще до основания Рима....
[25 Фев 2017 | Автор  ]
Подробнее: http://dostoyanieplaneti.ru/2721-chto...Славянским Ведам около 5000 лет. Почему не работают современные религии? Как возродить ведическую цивилизацию?Что такое Веды? Где и как давно они были записаны? Имеют ли индийцы отношение к созданию Вед? Как сакральные...
[4 Сен 2015 | Автор  ]
Источник: www.youtube.com
[7 Окт 2018 | Автор  ]
Исконно русскими фамилиями считаются те, которые заканчиваются на «-ов», «-ев» или «-ин» («-ын»). Почему же именно их чаще всего носят россияне?  Откуда взялись фамилии на «-ов» или «-ев»? Фамилии с суффиксами «-ов» или «-ев» носят,...
[11 Авг 2017 | Автор  ]
Рубрика История
Русские народы!!! Источник: kadykchanskiy.livejournal.com
[15 Янв 2016 | Автор  ]
  Снимки из пары японских книжек, изданных в 1930-40-х для перенятия "сынами Ямато" (японцами) опыта староверского приспособления к условиям Маньчжурии, оккупированной тогда Квантунской армией. Справка: Кванту́нская армия — главная, самая...
[21 Янв 2016 | Автор  ]
Рубрика Люди
Это заброшенный дом в Костромской области. Хотелось бы жить в таком? Или уже всё… Мечтаете о коттедже, чтоб как в американских фильмах. С лужайкой, автоматическими рольворотами в гараже, совмещённом с жилым домом. Чтоб из машины сразу в спальню…...
[29 Дек 2015 | Автор  ]
Дополнение. Узреть о чём там было... Вчера  поделился своими мыслями по поводу загадочной «биржи» в Санкт-Петербурге, на Стрелке Васильевского острова, и забыл озвучить одну важную, на мой взгляд, мысль. Здание не правильно было бы рассматривать...
[12 Окт 2016 | Автор  ]
Владимир Дегтярёв, писатель и палеоэтнограф, рассказал нам о том, кто такие славяне и кто такие русские, о походе русских на Европу, который выведен в официальной историографии как «татаро-монгольское иго», а так же...
[30 Июн 2016 | Автор  ]
Один хороший человек прислал мне эту картинку. Смотрим внимательно. Что не так? Не видите? Вот и я тоже не сразу разглядел…Это, якобы античная статуя, изображающая одну из девяти «двевнегреческих» муз Каллиопа, что значит «сладкоголосая»....
[2 Дек 2015 | Автор  ]
Даже в 1916 году история как-его-вот-тутов выглядела вот такhttp://kinozal.tv/details.php?id=632706 Моисей Острогорскiй "Учебникъ русской исторiи. Элементарный курсъ" 1916Что говорить о 1870 годе ? Еще только только сочиняли "дгямучесть" для вновь завоеванных территорий...
[22 Июл 2015 | Автор  ]
Рубрика Гипотезы
Вокруг полярной экспедиции 1939 года сейчас сложено много легенд и мифов. Многие предполагают, что немецкие исследователи не только изучали Антарктиду, но в тайне проводили поиски входа в Город Богов, о котором им поведали тибетские ламы...
[1 Мар 2016 | Автор  ]
22 ноября 2017 года в 20 часов по Москве, на Народном Славянском радио состоялся живой эфир на тему - "Русские ли хазары? Раскрытые тайны ДНК". Автор-сказитель - Анатолий Клёсов "Русские ли хазары? Отвечу сразу – не русские, и русские – не потомки...
[19 Дек 2017 | Автор  ]
Рубрика Люди
Маргарита СимаковаНадеюсь, что нижеприведенная таблица поможет вам разобраться, кто такие немцы, русские, евреи и славяне.Очень часто я встречаю мнение читателей о том, что есть плохие русские (славяне), а есть хорошие русские - настоящие русы (славяне),...
[29 Дек 2015 | Автор  ]
Северное происхождение Гипербореи говорит о том . что Боги Олимпа были родом с Русского Севера .Они принесли южным народам культуру , порядок , ремёсла , зерновое земледелие и животноводство . В их именах русские корни , отражающие специфику...
[7 Авг 2018 | Автор  ]
"Либераст" Сергѣй Южаковъ - Большая энциклопедiя (20 томов из 20) 1900-1907күйелі (каз.) - 1) в саже; закопченныйcoal (англ.) - уголь, каменный уголь, уголекkiln (англ.) - обжигатькүйелену (каз.) - 1. гл. страд. 1) покрываться сажей; коптитьсяОпять 1001 китайская случайность...
[29 Июн 2015 | Автор  ]
Рубрика Гипотезы
Почитал   well_p   "Как зовут бога. Никак.У него нет имени."   http://well-p.livejournal.com/884058.html    ....Значение слова - Иисус. ....Т.е. Иисус Христос это буквально "спаситель помазанник" а если перевести литературно- Божий Спаситель или Спаситель...
[7 Янв 2017 | Автор  ]
Рубрика Гипотезы
Внимательно слушаем и смотрим. Невероятно. Слишком невероятно, чтоб принимать это всё во внимание, однако не принимать - преступная глупость. Знаки... Посетителей: Источник: kadykchanskiy.livejournal.com
[4 Янв 2016 | Автор  ]
Принято считать, что мы русские - нация достаточно молодая. В самом деле, 4000 лет назад уже были построены египетские пирамиды, к рождеству Христову древние римляне уже успели опуститься на дно роскоши и разврата, а у наших предков толком ничего ещё...
[19 Апр 2015 | Автор  ]
Картинку справа, наверняка узнали все. Этот портрет Емельяна Пугачёва считается единственным достоверным изображением. Так ли это, сегодня не столь важно.О человеке, который изображён на фото слева, вы тоже слышали, но вряд ли сразу узнали.Дело...
[21 Окт 2016 | Автор  ]
Рубрика Люди | Метки: , ,
В фильме приводится авторская точка зрения на происхождение котловины близ острова Гаити. Рассматривается характер откосов, стенок котловины, её довольно правильная геометрическая форма. Кто подобным образом занимался добычей полезных...
[22 Янв 2017 | Автор  ]
Рубрика Гипотезы
Оригинал взят у jurashz в Подборка цветных фоток, которым больше 100 лет 12345679101112131416171819202122232425262728293031323334353637383940 Источник: sandra-rimskaya.livejournal.com
[21 Июн 2017 | Автор  ]
Рубрики: История, Люди | Метки:

Оставить комментарий

Войти с помощью: