Наверх
Главная » Гипотезы

Почему у первохристиан не было коммунизма.

31 Октябрь 2016 108 views Нет комментариев Опубликовал:

То, что в основе коммунистического учения лежат христианские принципы гуманизма и восхождения человека, сегодня очевидно многим. Отрицать эту точку зрения берутся только представители «правых» сил. При этом, однако, сторонники сближения христиан и коммунистов часто апеллируют к тому, что у первохристиан, в т.н. «святоотеческий период», мол, уже была сформирована некая форма коммунизма, которую они часто называют «апостольским коммунизмом». Однако, был ли у первохристиан коммунизм?

Если мы обратимся к Иоанну Златоусту, одному из крупнейших отцов церкви, то обнаружим у него следующую оценку первохристианской иерусалимской общины: «Это было ангельское общество, потому что они ничего не называли своим… Видел ли ты успех благочестия? Они отказывались от имущества и радовались, и велика была радость, потому что приобретенные блага были больше. Никто не поносил, никто не завидовал, никто не враждовал, не было гордости, не было презрения, все как дети принимали наставления, все были настроены как новорожденные… Не было холодного слова: мое и твое; потому радость была на трапе­зе. Никто не думал, что ест свое; никто (не думал), что ест чужое, хотя это и кажется загадкою. Не считали чужим того, что принадлежало братьям, — так как то было Господне; не считали и своим, но — принадлежащим братьям» /8:73/.

Таким образом Златоуст подчеркивает, что у первохристиан была установлена общность имущества.

Этой же точки зрения придерживаются и современные исследователи, например, известный публицист, бакалавр теологии – Николай Владмирович Сомин, автор множества статей, посвященных исследованию святоотеческого периода христианской веры а также сборника «Православный социализм как русская идея». Положительно характеризуя этот христианский опыт, Сомин все же подчеркивает, что у первохристиан все же формировался «потребительский» коммунизм, поскольку все их хозяйствование сводилось к объединению имуществ и последующему их равному использованию (см. статью «Спор вокруг Иерусалимской общины», 2004 г.).

Но если мы обратимся к собственно, теоретикам коммунизма, то встретим там несколько иную оценку этого явления. Карл Каутский в своей книге «История Социализма. Предтечи новейшего Социализма» не обходит вниманием данный период истории. Каутский однако отмечает, что частная собственность у первохристан не была упразднена, а была заменена общностью пользования частным имуществом. Что имеется в виду?

Карл Каутский

Каждый член общины был обязан по требованию других членов предоставлять им в пользование любое свое имущество, например, дом для проживания. Но одновременно с этим он оставался владельцем этого дома, и как только член общины уходил из его жилья, собственник, выражаясь современным языком «восстанавливался» в правах. Движимое же имущество передавалось в общинную собственность. Хотя и тут возникают определенные сомнения.

Например, современник эпохи, историк Иосиф Флавий (37-100 гг.) пишет в «Иудейской войне»: «Они [христиане – прим. Robespierre] не торгуют между собой, но если кто-либо дает нуждающемуся, что ему нужно, то и от него получает все необходимое». Обращает на себя внимание то, что в данной цитате речь идет о помощи частного лица, а не общины, частному лицу. Таким образом, можно предполагать, что и общность движимого имущества не имела повсеместного распространения у первохристиан.

В сухом остатке можно заключить, что первохристианский «коммунизм» все же нарушался частичным признанием частной собственности.

По мнению Каутского причина этого лежит в способе производства, характерного для того времени – основной хозяйственной единицей являлась семья, род, который коллективно обрабатывал основное средство производства того периода, землю. Поэтому христианин, примыкающий к общине, должен был либо порывать со своей семьей («И всякий, кто оставит домы, или братьев, или сестер, или отца, или мать, или жену, или детей, или земли, ради имени Моего, получит во сто крат и наследует жизнь вечную» Мф 19:29), либо община должна была мириться с тем, что частично, по крайней мере на средства производства, частная собственность все же сохранялась. «В обмен» на такое отступление от принципа общинности, собственник и обязан был предоставлять свою недвижимость в пользование любому члену общины по первой же его просьбе.

Однако до известной степени в раннем христианстве осуществлялась борьба за объединение частных семей в некую общую – отсюда происходят ежедневные общие трапезы членов общины (имеющие аналоги и в язычестве, например, в Спарте – знаменитые сисситии), но эта борьба была очевидно проиграна даже в таких формальных моментах. Каутский пишет, что уже в первые века христианской веры «Домашние трапезы стали правилом, общественные все больше ограничивались праздниками»

Допуская частную собственность, первохристиане таким образом, открывали двери в церковь, изначально предназначавшейся для бедных, богачам. Богатый теперь уже не должен был отказываться от собственности, ему достаточно было лишь не наслаждаться ей, не тяготеть к ней душой. Он становился как бы «мажордомом» Бога. Нет ничего удивительного, что протестанты, стремящиеся в более позднее время «очистить» церковь от «папистской скверны», не пошли дальше этой лукавой подмены, провозгласив состоятельного буржуа – также «управляющим» собственностью Бога!

Но запрет на сребролюбие (т.е. на тягу к богатству) распространялся и на бедняков. Таким образом, в христианство проникало имущественное расслоение: бедный оставался бедным, а богатый – богатым, ведь ему достаточно было «не любить» свое богатство и периодически позволять бедным членам общины безвозмездно его использовать.

Упадок практически сразу возник и в части содержания общинной «движимости». Общины все сильнее разрастались, и вскоре потребовалось, чтобы за распределением еды, одежды и средств следили специальные люди, начал формироваться институт церкви, заведующий «общей» собственностью всей паствы. Передача же всего движимого имущества вскоре была заменена передачей излишков.

Таким образом уже на раннем этапе даже от того квази-коммунизма, а по-существу, уравнительного распределения еды, одежды и денег, не осталось и следа.

Причина такого скоро упадка раннехристианского «коммунизма» лежит в самой идеологии первых христиан. Их идеалом были птицы небесные, которые «не сеют и не жнут», а сыты бывают. Вопросы производства вообще не волновали первохристиан, живших на пожертвования. Безразличное отношение к производству диктовалось также верой в скорое пришествие воскресшего Мессии, которого, как мы знаем, не произошло. Кроме того, наиболее благодатной средой для христиан изначально выступал городской люмпен-пролетариат, который не владел вообще никакой собственностью и для которого жизнь «на халяву» — за счет периодических кормлений, устраиваемых властями Римской Империи, была делом привычным. С ними трудовой нигилизм проникал в христианскую среду.

Пожалуй, нет более характерной цитаты, характеризующей недальновидность такого подхода, чем собственно, слова самого Златоуста: «Скажите, в самом деле, сколько теперь вообще жителей в нашем городе? Сколько, думаете вы, в нём христиан? Думаете ли, что сто тысяч, а прочие язычники и иудеи? Сколько же тысяч золота было бы собрано? А как велико число бедных? Не думаю, чтобы больше пятидесяти тысяч. И чтобы кормить их каждый день, много ли было бы нужно? При общем содержании и за общим столом, конечно, не потребовалось бы больших расходов. Что же, скажут, мы будем делать, когда истратим свои средства? Неужели ты думаешь, что можно когда-нибудь дойти до этого состояния? Не в тысячи ли раз больше была бы благодать Божия? Не изливалась ли бы благодать Божия обильно?»

В этой беседе отца церкви очевидным образом прослеживается основная идея подхода первохристиан к имущественному вопросу: собрать все блага в единую «кучу» и делить по мере надобности. Однако кто будет эти блага производить в дальнейшем, не может ответить даже Златоуст. Обратите внимание, как он отделывается совершенно демагогическим замечанием по этому вопросу: «Что же, скажут, мы будем делать, когда истратим свои средства? Неужели ты думаешь, что можно когда-нибудь дойти до этого состояния? Не в тысячи ли раз больше была бы благодать Божия? Не изливалась ли бы благодать Божия обильно?»

Итак, мы видим, что, во-первых, если у христиан на раннем периоде и была общность имущества, то она была не повсеместной, и не абсолютной, представляя общность пользования частными имуществами. Не занимаясь вопросами совместного труда, совместного производства на частных участках земли, но при этом расширяясь и вбирая все новых членов, первохристианские общины неизбежно оказывались обреченными на проникновение внутрь себя частной земельной собственности и возникновения внутри расслоения по имущественному признаку.

Значит ли все вышенаписанное, что создание первохристианами общинной собственности было ошибочным? Отнюдь. Рассуждающий подобным образом, равно как и злорадствующие над неудачным опытом СССР, это просто исторический нигилист! Человек, высокомерно заключающий, что неудачный опыт является признаком ложности пути, с тем же успехом мог бы отказать упавшему ребенку в праве учиться ходьбе!

Опыт первохристиан является показательным и полезным, поскольку учит, что простое «перераспределение» доходов, которого изволят требовать некоторые партии, отчего-то именующиеся «коммунистическими» не имеют к коммунизму ни малейшего отношения. И до тех пор, пока сохраненяется частная собственность, будут жить и частнособственнические интересы людей. 

Оригинал тут.

Пометить материал как неуместный

Оценка информации

VN:F [1.9.22_1171]
Объективность
Актуальность
Полнота
Понятность
Rating: 0.0/10 (0 votes cast)
Записи на схожие темы
Почему распадаются славянские общины? Как восстановить родовые связи и знания и передать их потомкам? Почему общины, проводящие обряды в тайных урочищах, быстро распадаются? Как была создана религиозная организация «Родовой союз славян»?...
[24 Ноя 2015 | Автор  ]
Знают ли славянские жрецы, в чем смысл жизни? Как управлять семьей и обществом и понять свое призвание? Почему главой Рода у славян всегда был мужчина? Как воспитывался глава Рода, чему его учили? Как распределялись обязанности внутри родовой...
[14 Окт 2015 | Автор  ]
Цикл передач "Искажение истории - как метод управления сознанием".Алексей Кунгуров показывает, как можно по изделию судить о технологическом уровне производства, при котором оно было сделано. Ставится вопрос о том, куда делись все станки,...
[13 Мар 2015 | Автор  ]
Серп и молот как древние славянские символы: как в СССР сохраняли ведическую традицию? Можно ли оправдать репрессии? Писатель, журналист, историк и филолог Александр Асов рассуждает об Иосифе Сталине – ключевой и неоднозначной фигуре в истории...
[21 Дек 2015 | Автор  ]
Многие столетия люди полагали, что жизнь спасителя христиан Иисуса описана лишь в четырех традиционных евангелиях - от Матфея, от Марка, от Луки, а также от Иоанна. Но археологические данные противоречат этому. Жизнь Иисуса описана в таких евангелиях...
[4 Сен 2015 | Автор  ]
Почему в городище люди не жили, а только работали? Кто и зачем уничтожил крупный промышленный комплекс? Среди ученых не утихают споры о назначении Аркаима – это своеобразное древнее городище или сакральный и астрологический комплекс? Максименко...
[15 Окт 2015 | Автор  ]
Телепатическая связь, жизнь под водой и в открытом космосе – какие научные достижения скрывает Академия наук?Каков принцип построения ВДНХ и как он менялся на протяжении всего периода работы Выставки? Почему павильон «Азербайджан» стал...
[31 Дек 2016 | Автор  ]
Подробнее: http://dostoyanieplaneti.ru/articles/...Почему мы производим автохлам и покупаем подержанные иномарки? Как культура и этика влияют на исторические сценарии?Кандидат экономических наук Михаил Величко рассуждает, какую роль в историческом процессе...
[23 Июн 2015 | Автор  ]
Сейчас мы последовательно перечислим ВСЕХ АКАДЕМИКОВ-ИСТОРИКОВ Российской Академии наук, как иностранцев, так и отечественных, начиная от ее основания в 1724 году вплоть до 1918 года. Мы приводим также год избрания. Коль Петр или Иоганн Петер...
[18 Сен 2015 | Автор  ]
Сидоров Георгий Алексеевич Артефакты с экспедиций ! Хотите знать правду ?Находки на Северном Кавказе: огромные города, скелеты великанов, курганы.Среднее Приобье - место Кулайской, а на самом деле Шумерской культуры.Так называемые кулайские...
[20 Мар 2015 | Автор  ]
Мифы истории, Секретные материалы Так можно описать всю нашу историю и представления о не.Элементарное изучение современного развития промышленности и особенно сферы производства кирпича. указывает, что построить Москву и СПб при современном...
[4 Ноя 2017 | Автор  ]
Но все средневековые карты написаны на руско-латинском языке. «Латин» - английский язык: «Конный Рыцарь в полном боевом доспехе». «Латы» - Мундир. Френч. (Французский язык) «Латы» - Armor – Армейский язык. Русский – это латинский язык. Сначала заставили...
[20 Ноя 2016 | Автор  ]
Рубрика АРМИЯ Карусов | Метки:
Этому обсидиановому браслету 9500 лет (докерамический неолит) и при его изготовлении применялась машинная обработка. Исследование технологических этапов производства полированного обсидианового браслета из поселения времен позднего...
[26 Июл 2018 | Автор  ]
Рубрика Технологии
Цикл передач "Искажение истории - как метод управления сознанием".Эрмитаж был построен, официально, за 8 лет. При этом неоднократно перестраивался. Но дело в том, что даже при существующем уровне производства, государство сейчас не сможет...
[26 Мар 2015 | Автор  ]
Оригинал взят у nngan в История «советской церкви»Краткое видео-изложение истории "советской церкви"Современная так называемая Русская Православная Церковь Московского Патриархата никакого отношения к дореволюционной Российской Церкви не...
[26 Фев 2016 | Автор  ]
Рубрика АРМИЯ Карусов | Метки: ,
Как на Земле появляются новые цивилизации и почему они деградируют? Палеоантрополог Александр Белов рассуждает о том, одиноки ли мы во вселенной? Есть ли где-то на её просторах вневременная популяция людей? Если есть, тогда вполне возможно,...
[3 Фев 2017 | Автор  ]
Пока в Европе царило средневековье, древний Китай стал главной технологической супер-силой мира. Только теперь мы начинаем понимать, сколько изобретений, сформировавших современный мир, уходит корнями в удивительную цивилизацию древнего востока....
Цикл передач "Искажение истории - как метод управления сознанием".Эрмитаж был построен, официально, за 8 лет. При этом неоднократно перестраивался. Но дело в том, что даже при существующем уровне производства, государство сейчас не сможет...
[13 Мар 2015 | Автор  ]
Князь Святослав. Иду на вы!, Прозоров Лев (Озар Ворон)https://konzeptual.ru/prozorov-lev-oz...Как ценности древней веры помогали оборонять родину от врагов?Историк и писатель Лев Прозоров рассказывает, как продолжали жить представители древней веры, когда христианство...
[14 Апр 2018 | Автор  ]
Согласно школьным и ВУЗовским учебникам истории и мнению Церкви, славянскую, русскую письменность создали «солуньские братья» Кирилл и Мефодий. И эту ложь в России пропагандируют с помощью общероссийского праздника Дня славянской...
[14 Окт 2016 | Автор  ]
Рубрика Литература
English translation link: https://youtu.be/_um2tJ2vdLIЭтому обсидиановому браслету 9500 лет (докерамический неолит) и при его изготовлении применялась машинная обработка.Исследование технологических этапов производства полированного обсидианового браслета из...
[22 Июл 2018 | Автор  ]
Здесь я хотел бы сказать о том, что вижу сомнения в размышлениях многих ведистов. Не то, чтобы это были сомнения, но уверенность в том, что ведизм, как вера славян, возрождается только сейчас, после тысячи лет забвения. Многие действительно...
[9 Май 2015 | Автор  ]
Черное, белое, желтое и красное. Люди разных цветов кожи населяют нашу планету. Чем они отличаются друг от друга? Почему природа распорядилась таим образом, что у одних - выдающиеся способности к ритму, музыке и спорту, у других - к военному делу? Означает...
[8 Апр 2015 | Автор  ]
Рубрика Люди
Видео https://youtu.be/i6IbDw4pfLsВо все времена были города, которые подверглись уничтожению. Были стерты с лица земли.Почему так происходило и каким образом эти города разрушали Подпишитесь на наш канал - https://www.youtube.com/c/PROHISTORYИсточник: vk.com
[19 Май 2015 | Автор  ]
Роль помощников в осуществлении своей миссии жрецы возложили на ариев, которые своей жизнью проложат путь другим народам, жертвуя кровью, душой и собой. На пути испытаний они станут светоносной расой, но своим основным орудием они должны...
[9 Сен 2017 | Автор  ]

Оставить комментарий

Войти с помощью: