Наверх
Главная » История

Беломорско-Балтийский канал. История и описание

13 Апрель 2016 788 views Один комментарий Опубликовал:
Оригинал взят у uritsk в Беломорско-Балтийский канал. История и описание



Несколько лет назад я совершил круиз на Соловки. Во время того путешествия мне удалось купить на канале книгу Ю.А. Дмитриева, вышедшую в Петрозаводске в 2003 году к 70-летию ББК: "Беломоро-Балтийский Водный путь от замыслов до вопрощения". В ней приведены уникальнейшие материалы и документы по истории строительства этого пути.

ББК — это уникальное гидротехническое сооружение, это памятник истории, памятник людям, памятник той суровой эпохе. Если честно, Беломорканал является одной из моих любимых тем на форуме — много могу про него писать, но в данной ветке сейчас хотелось бы привести редкие исторические фотографии из книги Ю.А. Дмитриева…

Фотографии строительства канала.

Изображение


Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Ещё немного истории.

Беломоро-Онежское соединение известно с глубокой древности, а первые письменные описания этого волокового пути относятся к 15-16 векам.

Если же говорить о проектах сквозного водного пути между Онежским озером и Белым морем, то первые изыскания в районе нынешнего ББК начались в середине 18 века и продолжались в течение всего 19-го века и вплоть до Первой мировой войны. В 19-м и начале 20 века было разработано несколько проектов канала, наиболее известные из которых — проект инженера Здзярского (1886-1888г), проект инженера Калиновича (1915г) и разработки профессора Тимонова (его проект, в отличие от остальных предполагал возможность плавания по Беломоро-Онежскому пути морских судов). По всем дореволюционным проектам сооружения канала предполагались полностью деревянными.

Изыскания и разработки, несмотря на неимоверные сложности, продолжились и после 1917 года. В 1922 году Цупводпути НКПС на основании всех предыдущих материалов был разработан проект постройки канала, имевший цель, во-первых, определить стоимость сооружения при различных условиях (просматривались несколько вариантов глубины, размеров шлюзов, типов гидротехнических сооружений и др…), а во-вторых определить объемы дальнейших изысканий.

В отношении исходных основных заданий было принято положение, что ББК должен быть на всём протяжении доступен для морских судов. Согласно установленным в то время заданиям для этого строительства, размер шлюза был принят 312,3х21,34 м с глубиной на короле 7,92 м.

На протяжении всех этих лет рассматривалось две основные трассы канала — западный вариант и восточный. Оба этих варианта приведены на рисунке: западный — оранжевый, а восточный, по которому в итоге и был построен канал, — фиолетовый.

Изображение

Длина обоих вариантов была практически одинаковой, они различались высотой водораздельного бьефа (западный выше восточного) и обеспеченностью его водой (восточный беднее водой и нуждался в дополнительном питании). Все сооружения по проекту 1922 года проектировались бетонными, шлюзы — однокамерными, ворота их — металлическими двухстворчатыми. По результатам экономического сравнения восточный вариант получился дешевле западного примерно на 10%.

К проекту строительства Беломорканала вернулись в апреле 1930 года, и события стали развиваться с невероятной быстротой… У проекта было большое будущее — Сталин одобрил это строительство и распорядился дать ему зелёную улицу. Срок стоял небывало короткий — то, над чем ломали головы лучшие умы в течение двух последних столетий предстояло воплотить за три года. В сентябре 1930 года было издано постановление о возможности привлечения заключенных к строительству канала — строительство взяло под контроль ОГПУ. Дальнейшие исторические события — секретные совещания, разработка окончательных деталей и обобщение сложнейшего проекта, непрерывные изыскания — трудно описывать в одном постинге — об этом очень много написано в уникальной книге Ю.А. Дмитриева "Беломоро-Балтийский водный путь от замыслов до воплощения".

Скажу лишь, что по окончательному проекту глубина канала и размеры шлюзов составили не 312х20х7 метров, как это предполагалось до этого, а всего 133х14,3х4 метра — собственно, что мы имеем и сейчас. Также был значительно сокращён объем бетонных работ. Но проект морского Беломорканала не был отменен — позднее предполагалось строительство второй нитки, доступной для крупных морских судов. Также известно, что человек, изначально назначенный в 1930 году руководителем проекта ББК (профессор А.С. Аксамитный), был расстрелян в 1931 году. Дальнейшим строительством ББК руководил С.Я. Жук — известный впоследствии гидростроитель, по проекту которого были построены также Канал имени Москвы и Волго-Донской канал.

А дальше в хронологическом порядке следуют те фотографии, которые были опубликованы ранее. Беломоро-Балтийский канал им. И.В. Сталина был открыт в августе 1933 года…

Проект второй нитки Беломоро-Балтийского канала, доступной для крупных морских судов, с гарантированной глубиной не менее 6,4 метров.

Изначально вторую очередь канала предполагалось построить к концу 30-х годов — через четыре-пять лет после введения в строй первой очереди ББК. Причём все работы по переустройству существующих гидротехнических сооружений и сооружению морского ББК предполагались без остановки движения по уже построенному каналу.

Для осязания масштабности проекта приведу несколько фактов.

Одним из основных условий строительства морского ББК являлось сооружение на Свири гидроузла, поднявшего бы уровень Онежского озера на 4 метра (при этом была бы затоплена значительная часть Петрозаводска и несколько десятков более мелких поселений на побережье озера). Также предполагалось сооружение еще нескольких новых крупных водохранилищ и ещё большее увеличение Выгозерского водохранилища на водораздельном бьефе ББК для возможности питания водой новой, морской нитки.

Общее количество гидротехнических сооружений по Большому Беломорстрою характеризуется следующей таблицей, где для сравнения приведены цифры для существующего ББК:

Тип сооружений/Большой ББК/существующий ББК

шлюзы/15 новых (1 перестраиваемый)/19
плотины/1(2)/5
водоспуски/12(-)/12
земляные плотины/42(8)/59
каналы /19(5)/33

Как видно из таблицы, число сооружений морского ББК меньше, чем существующего, но размеры их значительно больше, о чём красноречиво свидительствует следующая таблица:

Работы/Большой ББК/существующий ББК

земляные/47,2 млн м3 /21,0 млн. м3
из них:
выемки/25,7 млн м3 /12,5 млн м3
насыпи/21,5 млн м3 /8,5 млн м3
ряжи / 830 тыс м3 /920 тыс м3
бетон и ж/бетон/2965 тыс м3 /390 тыс м3
металл /56 тыс тонн/9 тыс тонн

Этот проект по разным причинам откладывался несколько раз, а затем как-то сам усох и был снят с повестки дня. А потом началась война. Между тем, все проектные и изыскательские работы по морскому ББК были выполнены в полном объеме. Ждали только команды, но так и не дождались. Так и лежат сейчас все изыскания и чертежи в глубине архивов.

Ещё один проект, разрабатывавшийся в то время, — проект Кольского канала.

Длина канала по проекту составляла 250 км.
Этот канал должен был соединить Кандалакшинский и Кольский заливы через озеро Имандра, которое должно было быть собирателем и распределителем грузовых потоков, идущих по каналу. Канал планировался доступным для морских судов и должен был сократить путь между Ленинградом и Мурманском на 1000 километров. Эта водная артерия открывала бы доступ грузов в центральные районы Кольского полуострова непосредственно в морских судах. Кроме этого, Кольский канал должен был значительно повысить маневренность и улучшить работу Мурманского порта, перебросив часть погрузочно-разгрузочных операций внутрь материка.

На Кольском водном пути проектировалось 110 сооружений, в том числе 26 шлюзов, 33 плотины, 36 каналов, 8 дамб и 7 водоспусков. Разность уровней между наивысшей точкой водораздельного участка Кольского канала и уровнем моря равна 147 метрам, поэтому средний напор на шлюзах составил бы 10-13 метров. Продолжительность навигации на канале в среднем составила бы 5 месяцев. Грузооборот канала оценивался в 8,5 миллионов тонн.

Изображение

Итак, Беломорско-Балтийский канал был введён в эксплуатацию в 1933 году и соединил Белое море с Онежским озером, а через него по Свири, Ладоге и Неве – с Балтийским морем.

Длина Беломорско-Балтийского водного пути от Онежского озера до Белого моря – 227 километров. На канале – 19 шлюзов и 5 ГЭС – Беломорская, Выгостровская, Маткожненская, Ондская, Палакоргская.

Канал имеет естественное питание, которое осуществляется из лежащего на водоразделе Волозера и смежных с ним озер за счёт естественного притока воды в эти озёра, а также стоком, зарегулированным боковым водохранилищем, расположенном на одной из рек, впадающей в водораздельный бьеф.

Для тех, кому не совсем очевидно отличие между каналами с естественным и принудительным питанием, поясню.

Каналы с естественным питанием – это каналы, питание которых осуществляется самотёком из водораздельного бьефа, т.е. из водоёмов, лежащих на водоразделе вода самотёком питает оба склона канала. Примеры каналов с естественным питанием – Волго-Балтийский, Беломоро-Балтийский, Панамский канал и другие.

Каналы с искусственным питанием – это каналы, питание которых осуществляется за счёт машинной подкачки воды на водораздельный бьеф, из которого вода распространяется уже самотёком. Примеры каналов с искусственным питанием – Канал имени Москвы (вода из Волги подаётся на водораздельный бьеф насосными станциями), Волго-Донской канал (канал питается Донской водой, которая подаётся в водохранилища водораздельного бьефа насосными станциями).

Думаю, теперь понятно.

Беломорско-Балтийский канал имеет три ярко выраженных участка:

1) Короткий и крутой южный склон, имеющий протяжённость 10,9 километров, проходящий по долине впадающей в Онежское озеро реки Повенчанки. Здесь размещены гидроузлы и 7 шлюзов (6 – двухкамерных, 1 – однокамерный) с общим падением воды около 70 метров.

2) Водораздельный бьеф канала, имеющий длину 22,6 километра, включающий верховье реки Повенчанки, три озера и соединяющие их каналы.

3) Длинный и достаточно пологий северный склон, имеющий длину 188,5 километров. На северном склоне на протяжении 188,5 километров, судовой ход проходит по пяти озёрам и старому руслу реки Выг. На этом склоне размещены гидроузлы с 12 шлюзами (7 двухкамерных и 5 однокамерных), разделёнными промежуточными бьефами длиной от 1,3 до 87 километров. Общее падение северного склона – около 100 метров.

Продольный профиль Беломорско-Балтийского канала:
Изображение

Все шлюзы ББК имеют близкие напоры: двухкамерные – от 10 до 11 метров, однокамерные – от 4,5 до 5,6 метров. Головы шлюзов бетонные, стены и днища камер прежде имели деревянные ряжевые конструкции. Но в настоящее время все камеры шлюзов ББК (кроме нижней камеры шлюза N11, реконструкция которой ещё не закончена) реконструированы и выполнены также из бетона.

Камеры шлюзов ББК имеют следующие габаритные размеры – 133,5х14,3 метров (это наименьшие габариты шлюзов на всей ЕГС), глубина на короле шлюзов – 4 метра.

По состоянию на 2007 год судоходная обстановка на канале от Онежского озера до Надвоиц (131 км) – освещаемая, на участке от Надвоиц до Белого моря – неосвещаемая.

Продолжительность навигации на ББК: на участке от Онежского озера до Надвоиц — 165 суток (с 20 мая по 31 октября), от Надвоиц до Белого моря – 150 суток (с 20 мая по 15 октября).

Пик грузооборота по Беломорканалу пришёлся на 1985 год и составил тогда 7 млн. 300 тыс. тонн грузов. Такие объёмы перевозок сохранялись на протяжении последующих пяти лет, после чего интенсивность судоходства по каналу значительно снизилась. В начале XXI века объёмы грузоперевозок по каналу начали постепенно расти, но всё равно они остаются намного ниже прежних. Например, в 2001 году по каналу было перевезено 283,4 тыс. тонн грузов, в 2002—314,6 тыс. тонн.

Для сравнения цифр – по Волго-Донскому каналу в навигацию 2006 года было перевезено 8 млн. т грузов.

==================================================
А теперь – давайте совершим виртуальное путешествие по ББК – от Онежского озера до Белого моря!

Для начала – несколько карт.

Карта-схема ББК с сайта "Водные пути России":

Изображение

А это — подробные двухкилометровые карты Беломорканала и прилегающих к нему территорий, расположенные в порядке прохождения канала с Юга на Север.

1) Вход в ББК со стороны Онежского озера. Южный склон канала. Повенчанская лестница шлюзов:
Изображение

2) Водораздельный участок ББК:
Изображение

3) Северный склон — Маткозеро, Телекинское озеро:
Изображение

4) Северный склон — Выгозеро:
Изображение

5) Северный склон — Выгозеро (окончание):
Изображение

6) Северный склон — озеро Воицкое, озеро Шавань, 11-й шлюз ББК, долина реки Выг
Изображение

7) Северный склон — долина реки Выг, шлюзы N12, 13.
Изображение

8) Северный склон (окончание) — долина реки Выг, шлюзы N14-19. Беломорск, Белое море:
Изображение

А теперь, давайте совершим фотопутешествие по всему Беломорканалу — с Юга на Север!

Фотопутешествие по Беломорско-Балтийскому каналу >>>>


Пометить материал как неуместный

Оценка информации

VN:F [1.9.22_1171]
Объективность
Актуальность
Полнота
Понятность
Rating: 0.0/10 (0 votes cast)
Записи на схожие темы
Продолжение темы про крепости-«звезды»Фиксационный чертеж 1854 г. Официальная информация о бобруйской крепости: строительство начато в 1810 году, крепость сыграла существенную роль в Отечественной Войне 1812 года. Но при детальном рассмотрении остатков...
[26 Апр 2015 | Автор  ]
В статьях «Звезда», разрушенная потопом и Происхождение песков Сахары я пытался донести мысль, что останцы, столовые горы с плоскими вершинами – это остатки поверхности допотопных территорий. Огромная по силе волна пройдя, вымыла всю осадочную породу,...
[25 Мар 2015 | Автор  ]
Рубрика Потоп | Метки: , ,
По ТИ во времена Екатерины II в Осиновой роще была сооружена земляная крепость (редут) для защиты Санкт-Петербурга с севера. Краткая история этого места.План мызы Осиновая Роща. 1860 г.План мызы Осиновая Роща. 1885 г. Не самое удачно фортификационное расположениеКосмоснимок...
Реставрационные работы - это возможность и норма не только нашего времени. Реставрации проводились во все времена. По этим причинам нам трудно установить истинный возраст древних строений. По легенде, выгравированной на розовой гранитной плите между...
[28 Май 2015 | Автор  ]
 Источник: vaduhan-08.livejournal.com
[8 Дек 2016 | Автор  ]
Рубрика История | Метки: , ,
Пользователь xoloxz в одном из комментариев в моем журнале написал и указал вот эти выдержки из википедии: У меня вопрос по Александрийской колонне. Имея такие высокие технологии при изготовлении такой огромины. Почему навершение сделано из кирпича?...
[19 Мар 2015 | Автор  ]
Оригинал взят у yanlev в Немного о Питере, высоте потолков, и русской нации2 метра 48 сантиметров - на мой взгляд, это роковая цифра для нашего народа.Это средняя высота потолка в хрущевках. По легенде, Ле Корбюзье, основной теоретик архитектуры массового...
[31 Окт 2015 | Автор  ]
Рубрика Архитектура | Метки:
Оригинал взят у nilsky_nikolay в Деловой Петербург снаружиФотографии в альбоме «Деловой Петербург, 1903», автор nilsky-n на Яндекс.Фотках Источник: sandra-rimskaya.livejournal.com
[28 Апр 2015 | Автор  ]
Рубрика АРМИЯ Карусов | Метки:
Реставрационные работы - это возможность и норма не только нашего времени. Реставрации проводились во все времена. По этим причинам нам трудно установить...
[28 Май 2016 | Автор  ]
Рубрика Гипотезы
Hubert Robert,Panini Giovanni Paolo ну и конечно Piranesi Giovanni признанные мастера живописи.Однако были малоизвестные у нас живописцы так же рисовавшие разрушенное наследие прежних цивилизаций.Именно с такими художниками мне и хотелось вас познакомить.Знакомитесь...
[18 Май 2016 | Автор  ]
Оригинал взят у tito0107 в Готическая скульптура из ХальберштадтаОригинал взят у uchitelj в Готическая скульптура из ХальберштадтаОчень разнообразные типажи...)Многие сюжеты узнаваемы, но  некоторые персонажи мне не известны. Знатоки могут подсказать.)1,222,3345678,9101112...
[27 Июн 2017 | Автор  ]
Оригинал взят у by_enigma в Руины древней Греции Источник: yuri-shap2015.livejournal.com
[1 Ноя 2016 | Автор  ]
Оригинал взят у nilsky_nikolay в Иллюстрации из журнала "Зодчий" за 1903 год52 странички.Фотографии в альбоме «Зодчий-1903», автор nilsky-n на Яндекс.Фотках Источник: sandra-rimskaya.livejournal.com
[29 Мар 2015 | Автор  ]
Рубрика Архитектура | Метки:
Оригинал взят у by_enigma в Откопанный Рим 2. Excavated Romе 2 Очередная порция фотографий для гурманов древнего Рима.На сей раз предлагаю некоторое количество снимков запечатлевших раскопки в различных уголках города и в окрестностях сделанных приблизительно...
[25 Апр 2016 | Автор  ]
1 часть http://by-enigma.livejournal.com/3793.html2 часть http://by-enigma.livejournal.com/5046.htmlПредпоследняя подборка фотографий из серии о раскопках в Риме.В ней в основном фотографии сделанные во время археологических работ в Римском форуме и на холме Палатин под руководством...
[26 Сен 2016 | Автор  ]
Оригинал взят у nilsky_nikolay в Иллюстрации из журнала "Зодчий" за 1905 год61 страничка.Фотографии в альбоме «Зодчий-1905», автор nilsky-n на Яндекс.Фотках Источник: sandra-rimskaya.livejournal.com
[29 Мар 2015 | Автор  ]
Рубрика Архитектура | Метки:
Оригинал взят у nilsky_nikolay в Иллюстрации из журнала "Зодчий" за 1904 год64 странички.Фотографии в альбоме «Зодчий-1904», автор nilsky-n на Яндекс.Фотках Источник: sandra-rimskaya.livejournal.com
[29 Мар 2015 | Автор  ]
Рубрика Архитектура | Метки:
Римские и византийские древности в Северной Африке. Часть 1РазвалиныРазвалиныРимские развалиныРимские развалиныРимские развалиныРимские развалиныРимские развалиныРимские развалиныСтатуи римской эпохиТимгад....
[10 Мар 2017 | Автор  ]
Римские древности ЛивииСабрата. Общий вид, 1959Сабрата. Театр, 1959Сабрата. Театр, 1959Сабрата. Театр, 1959Сабрата. АмфитеатрСабрата. Театр. 1900-еСабрата. Театр. 1900-еСабрата. Форум и римский театрСабрата. Храм ИсидыСабрата. ТеатрСабрата....
[6 Окт 2016 | Автор  ]
Это большая серия фотографий, которую я ограничил временными рамками 1875-1906 (приблизительно) годов.Панорама ВерсаляВерсальский дворец. Главные воротаВерсальский дворец. Главные воротаВерсальский дворец. Главные воротаВерсальский...
[10 Фев 2016 | Автор  ]
Один из читателей ( zhukan_spb) в статье ИОРДАНИЯ. ПЕТРА. ЭЛЬ-ХАЗНЕ. НОВОДЕЛ ПОСЛЕ ПРИЛИЧНОГО ПОТОПА оставил комментарий с ссылкой на фотоальбом с детальными изображениями поверхности стен внутренних помещений. Обратите внимание на полы. Такое впечатление,...
[25 Июн 2016 | Автор  ]
Город большой, еще много огородов и мегаклумб надо поливать.  Вероятно были водопроводы. На плане нашёл около десятка примитивных водокачек-журавлей. На берегах Фонтанки и Невы. Исходники здесь - https://yadi.sk/d/jiCC2YimiqJo511a  Похоже на деревянный лоток...
Оригинал взят у by_enigma в Живые скульптуры Иногда глядя на некоторые скульптуры сразу не понимаешь, что это холодный и бездушный камень - смотришь на них и думаешь, что это застывшие на некоторое время живые тела. Кажется вот-вот дрогнут ресницы, уголки...
[16 Май 2017 | Автор  ]
Рубрика Технологии
Оригинал взят у aloban75 в Санкт-Петербург в конце XIX - начале XX века (42 фото)Оригинал взят у aloban75 в Санкт-Петербург в конце XIX - начале XX века (42 фото)Всё кликабельно________________________________[Все мои фотоальбомы]Все мои фотоальбомы по сериям:Великая Отечественная...
[14 Дек 2015 | Автор  ]
Рубрика Россия | Метки:
По наводке от graff831116. И снова Казахстан удивляет необычными по форме и содержанию скаламиБаянаульские горы - горный массив на юго-западе Павлодарской области Казахстана. Горы тянутся с запада на восток на протяжении на 40-50 км, а с севера на юг —...
[15 Фев 2016 | Автор  ]

Оставить комментарий

Войти с помощью: