Древняя Сибирь

За несколько тысяч лет до р. х. в зем­лях срединной Азии и Сибири жил мно­голюдный, сильный, голубоглазый и бе­локурый народ, известный под различны­ми именами. Китайцы звали их динлинами, греки — скифами и савроматами или сарматами. Византийцы называли этот народ гунами (хунами), частные имена которых суть — сабиры (савиры), угры, утургуры, кутургуры, сарагуры, оногуры, альтциагуры и проч. Гуннами (хунами) византийские писатели называли также восточных славян. Гаттерер причисляет к гунам масагетов, саков, хоразов и древ­них жителей Хивы. Позднейшие писатели стали именовать их арийцами. Это древнее курганное население Сибири принадлежит бронзовой эпохе (конец IV-начало I тыс. до р. х.

Привилегия Сибири. На рисунке надписи: «Власти знак имат», «Хотя далеко и близко», «Летит крылат невредно», «Имущи образно — хляби отверзени мудрее» и др.

По мнению исследователя, древно­стей Сибири XIX века, одного из основа­телей Томского университета Василия Марковича Флоринского от имени саби­ров (Σαβειροι, Σαβηρ, Sabira) или савиров, то есть северян, произошло название Сибири. Учитывая обычный переход б в в и наоборот, очевидно, что и наше слово «север» образовано от имени савиров. Се­верянами этот народ назывался потому, что на своей родине занимал самую се­верную страну по отношению к прочим гунским народам, обитавшим в землях, расположенных за Уралом, где ныне находится Тобольская область, по нижнему Тоболу, Исети и Туре. П. Семёнов писал, что слово Сибирь было совершенно чуж­до Сибирским инородцам, которые назы­вали свою столицу Искер. Объяснения та­ким именам как Алтай, Саяны, Енисей, Такмак и проч. так же следует искать в русском языке.

Многие учёные убеждены в том, что древнее курганное население Сибири, времён бронзы было белым, то есть име­ло славянскую внешность. Именно наших предков следует подразумевать под наро­дами, вещественный мир которых архе­ологи называют сегодня Афанасьевской, Андроновской, Черняховской, Трипольс­кой и проч. культурами. В.М. Флоринский считал сибирские древние городища принадлежащими славянской культуре. «Следы бывших поселений указывают на единство древне-сибирской и западно­русской духовной жизни», — говорил В.М. Флоринский. Современная русская жизнь прямо восходит к доисторической Сибири. Об этом свидетельствуют кур­ганные могилы, виды городских укрепле­ний, исконная привычка этого народа к земледелию и деревянным постройкам, виды гончарных изделий первобытного населения Сибири. О тождестве былой северо-восточной и старобытной северо-западной культур писал в 1879 году П. Полевой: «Даже самое поверхностное сравнение с предметами, добытыми в прошлом столетии из сибирских могил и теми, которые и теперь постоянно там откапываются, выяснило тот факт, что медные и бронзовые предметы, находи­мые на северо-востоке (европейской) России занесены сюда из-за Урала, из Азии… Совершенно подобные же изделия находятся на всем пространстве Сибири, до Байкала и Амура».

Областью распространения белого курганного населения было простран­ство, лежащее от западного побережья Америки до Атлантики. Остатки древних могил, курганов находятся во всех стра­нах северной Европы, у берегов Вислы, в землях Северного Причерноморья, в За­падной Сибири, в Саяно-Алтайской об­ласти, в Прибайкалье, на Селенге и Даль­нем Востоке. Курганы, лежащие над Днепром и Днестром Геродот называл Киммерийскими. Германцы имели обы­чай насыпать курганы над погребённым, как у скифов. Геродот, живший в V веке до р. х., писал, что в его время скифы за­нимали земли Западной Сибири от Ура­ла на западе до Алтая на востоке. По дру­гим источникам скифы занимали все чернозёмные степи от Оби и Сыр-Дарьи до Дуная и Западной Двины. Французский писатель конца XVII века Жоли (Joly) утверждал, что восточные скифы селились на западном побережье Север­ной Америки. В сочинении Осборна приводится свидетельства Эванса о на­хождении бронзовых полых кельтов в Америке, куда они могли попасть только из Восточной Сибири.

Теперь, обратимся к важнейшим име­нам сибирских народов. Динлины (дисцы, дили, ди) — голубоглазый и белокурый народ, были старожилами Китая, перво­бытно населявшими долину Жёлтой реки. К голубоглазым и белокурым народам принадлежат также бома, усуни, хагясы (хакасы), киргизы, и некоторые другие народы срединной Азии. Динлины насе­ляли также земли в долинах рек Селинги, Енисея, в Минусинской котловине и на Алтайско-Саянском нагорье. Они состав­ляли ядро того народа, который в 1122 го­ду до р. х. овладел всем Китаем, дав ему ди­настию Чжоу (1122-225 года до р. х.). Ки­тайские летописцы очерчивают пределы распространения динлинов от верховий Амура до реки Волги. На этих же необоз­римых пространствах западные древние писатели полагают скифов. Г.Е. Грум-Гржимайло утверждает, «что динлины со­ставляли обособившуюся ветвь белокурой европейской расы», основу которой и ны­не составляют славяне.

Золотая серьга с жемчугом

С древнейших времён Скифия, в т. ч. Сибирь, была заселена русоволосым, голубоглазым и великорослым народом; об этом говорят все греческие, римские и другие писатели. Аристотель так опи­сывал скифов: «…у обитателей Севера те­ло белое, очи небесно-голубые и волосы на голове русые». Эти слова Аристотеля повторяли Гиппократ, Витрувий, Гален и другие. Лев Диакон, ссылаясь на Ариана, писал, что: «Ахилл, сын Пелея, был скиф, рождённый в небольшом городке Мирмекионе, находящемся у Азовского мо­ря… Этому рассказу могут служить ясны­ми доказательствами его одеяние с пряжкою.., русые волосы, голубые гла­за…». Бичурин сообщает, что в IX веке вы­сокий рост, белый цвет кожи, румяное лицо, рыжий (светлый) цвет волос и зе­лёные (голубые) глаза преобладали у киргизов настолько, что «чёрные волосы считались нехорошим признаком, а (лю­ди) с карими глазами почитались потом­ками ли-линъ (китайца)»; к XVII же веку, когда русские пришли в Сибирь, кирги­зы оказались уже совершенно иным на­родом — черноволосым и смуглым, во многом уже усвоившим облик китайцев. Юань-ши отмечает огромную убыль киргизского народа в XIII веке. Абульгази (XVII век) же писал: «Настоящих кир­гиз осталось ныне очень мало, но это имя присваивают себе теперь монголы (собственно смешанные с китайцами со­общества) и другие, переселившиеся на их прежние земли».

Кинжалы из Сибирских курганов Минусинского округа (Красноярский край)

Прокопий, писатель VI столетия, оставил следующую характеристику сла­вян: «Славяне и анты не повинуются од­ному человеку, а живут в народовластьи издревле, почему и выгода, и невыгода, всё у них общее… Вступая в битву, многие идут на неприятеля пешком, имея у себя в руках маленькие щиты и копья. Панцыря не надевают: некоторые идут на непри­ятеля даже без исподнего платья и плаща, а только в латах. У тех и других язык вар­варский один и тот же. Не различаются они между собою и телосложением. Все они высоки ростом и весьма сильны… Ве­дут, подобно масагетам, жизнь суровую… Характер их не хитрый и не коварный; с простотою сохраняют во многом гунский образ жизни».

То же самое говорят о динлинах ки­тайские летописцы. Динлины состояли из множества родов, которые собирались вместе на самое короткое время лишь для отпора врагу; они были свободолюбивым народом — в тех случаях, когда их земли захватывались неодолимым врагом, они уходили в другие страны, куда не могли добраться китайцы со своим государ­ственным строем, чиновниками и чуждыми динлинам правилами общежития. Об­ряд погребения Динлинов отличался осо­бенной сложностью. Заботы об умершем не прекращались иногда в течение мно­гих лет. У многих родов Динлинов тела умерших сжигались; в их обычае было возведение на могилах высеченного из камня или резанного из дерева изображе­ния покойного. Динлины с самой глубо­кой древности были знакомы с земледелием, умели выделывать вино; музыка и пляски сопровождали каждое их праз­днество — сообщают китайцы, — изготав­ливали оружие, добывали и выплавляли металлы (железо, серебро и золото). Дома свои строили в виде деревянных срубов, крытых корою, камышом, бамбуком и проч. Любопытно, что динлины, как и сла­вяне древней Европы имели обычай рас­писывать (татуировать) свои тела краска­ми. Динлины, как южнорусские казаки, носили серьги; такой же обычай был у по­томков динлинов — древних киргизов, уйгуров и некоторых других, близких им по крови, народов. У динлинов, и народов, произошедших от них, князья и витязи носили красные одежды и звались асами; такое название вождей и богов мы встре­чаем у древних славян Германии.

Мужчины и женщины динлинов но­сили браслеты из золота, серебра и сло­новой кости; у женщин ди в употребле­нии были ожерелья из самоцветных кам­ней, особые обручи на голову из жёлтой меди или венки из серебренных цветов; женщины вплетали себе в косы ракови­ны, бусы (иногда золотые), цветы, колосья и проч.; на головах носили особого рода покрывала, из вытканной золотом тафты. Жены богатых Дисцев одевались в парчу, бархат и атлас, с вышивками, серебрены­ми пуговками, золотыми блёстками. Муж­чины носили шляпы и пояса, украшенные золотом, серебром и самоцветными кам­нями; воротники их одежд также отделы­вались золотом и серебром. В могилах встречаются различные части конского прибора: чепраки, уздечки, седла с золо­той и серебреной отделкой.

Минусинский, отчасти Ачинский и Красноярский округа Восточной Сибири составляли особую область древнего кур­ганного населения, расположенную по Енисею и его верхним притокам: камен­ные столбы на курганных могилах, или кругом их, каменные бабы и руноподоб­ные письмена свидетельствуют о высо­ком уровне культуры этого народа. По ха­рактеру и изяществу бронзовых изделий минусинские древности стоят выше за­падно-сибирских, хотя имеют с ними много общих типов. В минусинских кур­ганах были найдены медные стремена, которые относятся ко времени около р. х.; в то время ни в Европе, ни в Персии упо­требление стремян ещё не было известно. Стремена, относящиеся к этой же поре, были обнаружены и в землях Тобольска. По мнению А.Н. Оленина, употребление стремян было введено в Персии не ранее VI века по р. х. Учёные утверждают, что европейские народы древности в эту по­ру совсем не знали стремян: Ксенофонт ни разу не говорит о них в своём сочинении о коннице; Гален замечает, что Рим­ские всадники страдали слабостью в но­гах, вследствие необходимости держать их в висячем положении.

Обрядовые и священные образы древних сибирских народов, извлека­емые из курганов, и относящиеся к их ве­ре, сходны с подобными же предметами Перми, Печоры и Ретры балтийских сла­вян. Все они отличаются характерными равнобежными (параллельными) лини­ями по полю изделий; подобными же по­рядными линиями покрыты глиняные изображения божеств, найденных Шлиманом в Микенах и в Трое. Следует отме­тить ещё одну особенность сибирских древних предметов поклонения, которая заключается в размещении образа солнца на груди у бронзовых изваяний людей или животных. Такой способ размещения солнца встречается и на образах Великой Перми и Руси. В истории изящных ис­кусств Аженкура приводится русская ико­на XIV века, на которой крестом попираются языческие славянские божества с человеческими ликами на груди. Изобра­жение бога-солнца в виде человеческого лица нередко встречаются и между рим­скими древностями.

Самый распространённый на Севере вид глиняной посуды с оттиснутыми по сырой глине узорами, которые встреча­ются во всех сибирских и российских го­родищах, характерен также для древней Трои, для древних дунайских и балтий­ских славян и некоторых областей Швей­царии.

Так называемый «звериный» стиль украшений сделался в Сибири господ­ствующим. Такой вязью украшали не толь­ко оружие (кинжалы, ножи, секиры), но и другие обиходные вещи. В 1888 году, со строительства Обь-Енисейского канала, с реки Язевой, в Томский музей был доставлен роговой панцирь, о каких писали Павзаний и Амиан Марцелин. Павзаний сообщает: «Собрав конские копыта, сар­маты чистят их и разрезают наподобие змеиной чешуи, или чешуек сосновой шишки. Просверлив чешуйки и сшив их конскими и бычачьими жилами, они по­лучают панцири, не уступающие греческим, ни красотой, ни прочностью, — так они хорошо выносят удары и издали и вблизи». Амиан Марцелин передаёт, что «копья у них (сарматов) очень длинны, а панцири из выскобленных и выглаженных пластинок рога, нашитых на подобие перьев на льняную одежду». Все древние сибирские и камско-болгарские костяные изделия приготовлялись при помощи очень хороших орудий (инструментов), несомненно металлических. То же можно сказать и о каменных изделиях. Отделка предметов и отверстия правильного вида, без сомнения, выполненные сверлом, го­ворят сами за себя.

Состав собрания изделий Сибирской коллекции Петра I, хранящейся в Эрмитаже, говорит о высочайшей культуре скифов-сарматов. Большое количество золотых, изящных и притом тяжеловесных предметов, найденных в южно-сибирских курганах, предполагает разработку крупных месторождений золота в рассматриваемое время. Паллас утверждает, что «в горах, по Енисею, находятся изгарины и плавильни древних тамошних рудокопов», доказывающие, что сибирские народы издавна плавили серебро и золото. Он также несколько раз упоминает о существовавшем в Сибири в XVII—XVIII веках промысле т. н. «бугрового» или могильного золота. И все это золото, похороненное в курганах азиатских скифов, в своё время добывалось тут же на месте, а не привозилось из других стран. Много скифского золота сохранилось в древних курганных могилах, но несравненно больше того вывозилось в другие страны при тор­говле. То же самое можно сказать и о се­ребре. Едва ли в какой-либо другой стра­не света встречается такое множество следов древних рудных разработок, как в Сибири и на Урале. Все они несомненно относятся к бронзовому веку (конец IV-начало I тыс. до р. х.). В «Геологическом путешествии по Алтаю» профессора Г. Щуровского очень подробно описаны различные сибирские копи. Рычков при описании прикамских медноплавильных заводов XIX столетия замечает, что гор­ное искусство древних рудокопов пре­восходит нынешнее, ибо они входили в землю, не применяя никаких крепежей, а делали верхи выработки (шахты) в виде особого свода, которые удерживают не­которые выработки до сих пор

«Писанные камни» или «писаницы», коими отмечались древние пути по ре­кам, встречаются в Сибири в верховьях Енисея, Абакана, Иртыша, Бухтармы; в Семиреченской области: по реке Томи меж­ду Томском и Кузнецком, и по реке Караталу; на Урале: по рекам Вишере и Тагилу. Флоринский не сомневается в родствен­ной связи сибирских писаниц с древней финикийской азбукой. Классен говорил, что скифские письмена, сохранившиеся в некоторых скандинавских рунах, а также по левому берегу Енисея, повыше са­янского острога, свидетельствуют, что эти письмена служили образцом для древних греческих письмён, равно для кельтских и готских азбук. Европейский ученый Ире полагает, что первобытным языком греческого, латинского и немец­кого языков был скифский язык. Все эти свидетельства говорят о том, что Сибирь была независимым средоточием культу­ры славянских народов, причём очень долго пребывавшим в состоянии само­достаточности.

Исследования древностей сибир­ских народов приводят к убеждению, что они были оседлым земледельческим лю­дом, искусными промышленниками, от­важными воинами и смелыми морехода­ми. Они изучили все сплетения рек не­объятной Сибирской равнины, унизав их берега земляными укреплениями и отметив свои пути и места жительства могильными курганами; овладели суро­вым северным океаном и проложили че­рез него путь к северо-западным берегам Европы.

Сибирские письмена на реке Пышме вблизи Тобольска

Вытеснение динлинов из долины Жёлтой реки началось, вероятно, с тех пор, когда в ней осели китайцы, но только в чжоуское время борьба между старо­жилами и пришлыми китайцами приняла решительный характер. Вытеснение динлинов из земель чжилийской и шаньсий­ской областей (провинций) начала XX ве­ка до р. х. закончилось к концу V столетия до р. х. За 200 лет до р. х. некоторые владения динлинов ещё находились в Ман­чжурии, у озера Байкал и на Алтайско-Са­янском нагории. По Дегину белые наро­ды, древние жилища которых находились на востоке от Иртыша, и которых он на­зывает гунами, к началу христианского летосчисления, разделились на южных и северных. Южные смешались с китайца­ми, а северные образовали различные об­ласти в Татарии (Тартарии), то есть в Сибири. К таким смешанным народам отно­сятся, в том числе, монголы.

Во II-III веках до р. х. в Сибири нача­лось замещение славянских народов сме­шанными народами. Возможно, по этим причинам древнее белое население Сиби­ри неуклонно выселялось на запад. Так ро­довые союзы, обитавшие в Минусинском округе, которых Флоринский называет го­тами, переселились, через Великую Пермь, в Скандинавию. Готские древности, как в Скандинавии, так и на Дунае, по-своему ви­ду стоят довольно близко к пермским и си­бирским древностям. К этому же времени относится появление топоров (кельтов) со втулками в западной Европе, которые существовали в Сибири с VI-VII столетия, а, может быть, и со времён более ранних. В середине V столетия по р. х. белые гунны, под предводительством русского князя Аттилы, перешли в Европу.

Присоединение Сибири к России сделало последнюю величайшей держа­вой мира, и определило дальнейшую судьбу русских. В начале XVII столетия за­селением Сибири мы возвратили свою древнюю отчизну, где жили наши великие прародители и где находятся их могилы. Выдающееся значение в открытии и освоении новых земель сыграло казачест­во, древнее русское воинское сословие, известное в «Повести временных лет» и в последующих летописях под такими име­нами, как торки, берендеи, печенеги; их также объединяли под общими названи­ями черкасов или чёрных клобуков. С XV века летописцы эти воинские родовые союзы стали именовать казаками. Наши предки, по обстоятельствам доподлинно нам не известным, оставили священные курганы, и ушли на запад. Русское же во­инство, в лице казаков, вернуло наш на­род в свои прежние пределы. Русское на­селение Сибири из небольших казачьих отрядов разрослось до огромного народа, мужественные люди которого с гордос­тью называют себя Сибиряками.

«Победа на Кучюма царя. Очищение Сибири»

Вольные и служивые казаки, заняв до­лины Иртыша и Оби, предгорья Саян (Алтая), продолжили движение на восток. Их усилия привели к тому, что к началу XVIII столетия наши владения на севере и востоке Азии достигли границ, омыва­емых Ледовитым и Тихим океанами, а на юго-востоке подошли к Амуру. Нельзя не согласиться с М.В. Ломоносовым, кото­рый считал освоение Сибири итогом «не­утомимых трудов нашего народа»: этому способствовали промышленники, купцы, земледельцы и князья. Князья, во многом уже растерявшие знания предков, но не утратившие ещё родовой памяти и кров­ной связи со своим народом, смотрели на Сибирь как на свою дедину. Это под­тверждается, в том числе, тем, что царь Иван Грозный считал Сибирь исконным достоянием Русского государства.

Источник: cont.ws

Эта запись была опубликована в Древние цивилизации. Постоянная ссылка.

Комментирование запрещено.