Для развития области позитивной психологии ученым и практикам необходимо собирать доказательства внутреннего опыта, имеющего основополагающее значение для нашего индивидуального и коллективного благополучия.
Для получения более глубокого представления об этом опыте были разработаны различные опросы и меры, такие как шкалы удовлетворенности жизнью , шкалы благодарности и способы измерения потока , и это лишь некоторые из них.
В этой статье представлен сборник полезных опросов по позитивной психологии, которые отличаются от некоторых шкал, рассмотренных в других наших статьях.
Зачем нам нужны весы?
Прежде чем мы углубимся, небольшое замечание по терминологии:
Независимо от того, называется ли набор вопросов инструментом, мерой, шкалой, инвентарем, анкетой или опросом, все эти термины в конечном итоге означают одно и то же: список вопросов или утверждений (также известных как пункты), предназначенных для оценки определенной психологической концепции (иногда называемой конструктом).
Когда дело доходит до оценки психологического опыта людей, ученые в первую очередь получают информацию, задавая вопросы, задаваемые в ходе опросов.
Давайте на минутку задумаемся, почему.
Представьте, что вы ученый, который хочет понять и количественно оценить общую удовлетворенность жизнью человека. Таким образом, вы сможете сравнивать показатели удовлетворенности жизнью у разных людей. Как бы вы получили эту информацию?
Одним из вариантов может стать наблюдение за участниками в течение нескольких дней, записывая наблюдения об их повседневном взаимодействии, поведении и количестве времени, которое они проводят с улыбкой на лице.
Очевидно, что это был бы неточный подход (не говоря уже о том, что он отнимал бы много времени), поскольку невозможно точно определить удовлетворенность жизнью на основе количества времени, которое человек тратит на улыбку.
Альтернативным подходом было бы проведение какого-либо теста таким же образом, как проводится тест для оценки математических способностей, возможно, на мощном компьютере.
Но опять же, это немного надуманно. Какой «тест» может оценить что-то столь субъективное, как удовлетворенность жизнью?
Наконец, вы могли бы подключить участников к дорогостоящему аппарату в лаборатории и связать удовлетворенность жизнью с одним-единственным физиологическим показателем, таким как уровень кортизола или проводимость пота.
Хотя некоторые психологические переживания имеют физиологические параллели, например, когда тревога оценивается через кортизол, многие из них не имеют (Bohnen et al., 1991). Для получения дополнительной информации о связях между физическим и психологическим опытом прочитайте нашу статью о связи разума и тела . Было бы невозможно связать такую широкую и многогранную конструкцию, как удовлетворенность жизнью, с одним физиологическим показателем.
При оценке сложных и многоуровневых показателей, таких как удовлетворенность жизнью, отличной альтернативой являются проверенные опросники.
Исключением может быть случай, когда вы хотите определить драйверы удовлетворенности жизнью без какой-либо предсуществующей теории для обоснования вашей гипотезы. В таком случае может быть целесообразно использовать подход обоснованной теории, при котором вы опрашиваете небольшое количество участников, чтобы получить богатую, качественную информацию. Таким образом, вы можете кодировать ответы участников по темам.
Примечание по подсчету очков
Рассчитать свой балл по любой из шкал, включенных в эту статью, просто.
Сначала проверьте шкалу на наличие пунктов с обратной оценкой. Они часто отмечены звездочкой (*) или скобкой (r). Для них вам нужно будет перевернуть свою оценку на обратную точку шкалы.
Например, представьте, что вы отвечаете на вопросы шкалы, оценивающей субъективное счастье, и один из пунктов просит вас оценить свое согласие со следующим утверждением по шкале, где 1 означает «категорически не согласен», а 5 — «полностью согласен»:
« Я редко чувствую себя веселым ».
Очевидно, этот пункт измеряет обратную сторону счастья. Если вы ответили на 2 (не согласен) для оценки, измените это на значение 4. Теперь сделайте то же самое для всех ваших пунктов с обратной оценкой.
Затем сложите все баллы и разделите результат на общее количество пунктов шкалы. Затем у вас должно остаться одно значение, которое попадает в минимальную и максимальную опорные точки шкалы. То есть, если вы отвечали на пункты по шкале от 1 до 5, ваша окончательная сумма не должна быть меньше 1 и больше 5.
Число, которое у вас останется, представляет собой ваш балл по этому конструкту. Например, после выполнения приведенных выше расчетов вы можете получить окончательный балл 4,5 по субъективному измерению счастья, что предполагает, что вы значительно выше среднего (3) и, вероятно, очень счастливый человек.
Также имейте в виду, что некоторые из шкал, включенных здесь, состоят из подшкал. Это означает, что измеряемая конструкция теоретически состоит из двух или более подфасетов, которые необходимо измерять отдельно, используя различные группировки элементов.
В этих случаях необходимо подсчитать баллы отдельно по каждой подшкале, суммировать итоговые баллы по подшкалам и разделить на общее количество подшкал для получения окончательного балла по общей конструкции.
В качестве примера можно рассмотреть шкалу самооценки Хэр (Hare, 1975). Эта шкала, в которой всего 30 пунктов, включает в себя три подшкалы, оценивающие самооценку подростков по отношению к школе, сверстникам и домашней обстановке. Каждая из этих шкал содержит 10 пунктов.
Таким образом, чтобы получить общую оценку самооценки подростка, вам необходимо сложить общие баллы по каждому из 10 пунктов и разделить три результата на 10. Затем вам необходимо сложить общие баллы по трем подшкалам и разделить на 3.
Как вы можете себе представить, выполнение этих расчетов отдельно для каждой подшкалы перед получением итогового значения для составной конструкции особенно важно, когда подшкалы содержат неравное количество элементов.
Новая малозатратная, но высокоэффективная программа повышения благополучия.
Wellbeing X© — это шаблон обучения на основе науки, состоящий из семи сессий. Он содержит все необходимое, чтобы позиционировать себя как эксперта по благополучию и предоставить масштабируемую высокоэффективную программу, помогающую другим развивать устойчивое благополучие.
5 показателей позитивного отношения и убеждений
Теперь давайте рассмотрим меры:
1. Шкала надежды взрослых (AHS)
Начнем с установок и убеждений, а именно со шкалы надежды взрослых (Снайдер и др., 1991), рассмотрев установку надежды.
Надежду можно определить как:
позитивное мотивационное состояние, основанное на интерактивно полученном чувстве успешного (а) действия (целенаправленной энергии) и (б) путей (планирования достижения целей).
Снайдер и др., 1991, стр. 287
AHS разработан для измерения надежды в соответствии с различными субгранями целенаправленного поведения. Шкала связана с рядом позитивных результатов, включая оптимизм, самоэффективность и самоуважение (Snyder et al., 1991).
Эта мера имеет 12 пунктов, оценивающих агентство и пути к достижению цели. Каждая подшкала содержит четыре пункта, и есть четыре отвлекающих пункта.
Отвлекающие вопросы призваны скрыть темы критических вопросов, что в противном случае может сделать цель шкалы слишком очевидной и побудить к предвзятым ответам.
Аналогичным образом, при использовании шкалы ее часто называют «Шкалой будущего», чтобы помочь скрыть критическую тему надежды.
Примеры пунктов каждой из подшкал приведены ниже:
Подшкала | Пример элемента |
---|---|
Агентство (целенаправленная энергия) | Я энергично добиваюсь своих целей. |
Мой прошлый опыт хорошо подготовил меня к будущему. | |
Пути (планирование достижения целей) | Я могу придумать много способов выбраться из затруднительного положения. |
Существует множество способов обойти любую проблему. | |
Отвлекающие предметы | Большую часть времени я чувствую себя уставшим. |
Меня легко победить в споре. |
Все пункты представлены по восьмибалльной шкале, где 1 означает «определенно ложно», а 8 — «определенно верно».
2. Многомерная шкала чувства юмора
Торсон и Пауэлл (1993, стр. 13) определяют чувство юмора как:
это способ смотреть на мир; это стиль, средство самозащиты и выживания.
Учитывая, что юмор — сложная тема со множеством подшагов, Многомерная шкала чувства юмора состоит из четырех подшкал.
Эти подшкалы оценивают общее чувство юмора (продукцию юмора), совладающий и адаптивный юмор, понимание юмора и отношение к юмору, в общей сложности 29 пунктов (также доступна более короткая версия из 24 пунктов).
Примеры пунктов каждой из подшкал приведены ниже:
Подшкала | Пример элемента |
---|---|
Общий юмор (производство юмора) | Другие люди говорят мне, что я говорю смешные вещи. |
Мои умные высказывания развлекают других. | |
Копинг и адаптивный юмор | Юмор помогает мне справляться. |
Использование остроумия и юмора помогает мне справляться со сложными ситуациями. | |
Оценка юмора | Я ценю тех, кто генерирует юмор. |
Мне нравятся хорошие шутки. | |
Отношение к юмору | Люди, которые рассказывают анекдоты, — это настоящая заноза в шее. |
Мне некомфортно, когда все шутят. |
Все пункты представлены по пятибалльной шкале, где 1 означает «совершенно не согласен», а 5 — «совершенно согласен».
3. Шкала доброты
Доброту можно определить в соответствии с четырьмя стадиями морального развития Колберга (1984). Согласно этой теории, ценности и этика развиваются в ходе взаимодействия людей с окружающей средой, так же как и установки относительно необходимости доброты.
Шкала Комуниана (1998), состоящая из 20 пунктов, отражает отношение к доброте на всех четырех этапах с использованием четырех подшкал, включающих по пять пунктов каждая.
Примеры пунктов шкалы и определений для каждого из соответствующих этапов теории Колберга приведены ниже:
Подмасштабная стадия | Определение | Пример элемента |
---|---|---|
1 | Межличностные связи строятся вокруг субъективной точки зрения конкретного человека в отношениях. | Я добр только тогда, когда от меня это требуется. |
Я добр только с друзьями. | ||
2 | Человек считает, что людям нужно нравиться, и понимает роль доброты в проявлении симпатии. | Я добр к людям, которые были добры ко мне. |
Я добрый, когда я счастлив и чувствую себя хорошо. | ||
3 | Точки зрения самого себя и других рассматриваются и координируются в равной степени. | Я знаю, как быть вежливым с другими. |
Я добр, потому что это приносит мне личное удовлетворение. | ||
4 | Развивается более глубокий уровень восприятия перспективы, на котором доброта понимается в контексте более широкой социальной системы. | Я готов внести свой вклад в прогресс и улучшение. |
Я добрый, потому что людям нужна доброта. |
Все пункты представлены по четырехбалльной шкале, где 1 означает «определенно ложно», а 4 — «определенно верно».
4. Шкала духовного роста
Далее давайте обратимся к духовному росту.
Духовный рост можно определить как:
Самостоятельно инициированные действия и восприятия, которые служат поддержанию или повышению уровня благополучия, самореализации и реализации духовного роста личности.
Пинар и др., 2009, стр. 184
Широко используемая шкала измерения духовного роста взята из Health-Promoting Lifestyle Profile II (Pinar et al., 2009). Эта шкала широко используется среди работников здравоохранения.
Этот показатель состоит из шести подшкал, оценивающих степень вовлеченности взрослых в поведение, способствующее укреплению здоровья, и одна из подшкал касается духовного роста.
В пунктах этой подшкалы респондентам предлагается указать степень, в которой они вовлечены в различные формы поведения/опыта, приведя следующие примеры:
- Я чувствую, что расту и меняюсь в лучшую сторону.
- Я верю, что моя жизнь имеет цель.
- Я с нетерпением жду будущего.
Все пункты представлены по 4-балльной шкале, где 1 означает «никогда», а 4 — «регулярно».
Крупнейший в мире ресурс по позитивной психологии
Positive Psychology Toolkit© — это новаторский практический ресурс, содержащий более 500 научно обоснованных упражнений , занятий, вмешательств, анкет и оценок, созданных экспертами с использованием новейших исследований в области позитивной психологии.
Обновляется ежемесячно. 100% научно обосновано.
5. Опросник смысла жизни (MLQ)
Смысл жизни можно определить как:
…чувство и значимость, ощущаемые в отношении природы собственного бытия и существования.
Стегер и др., 2006, стр. 81
В соответствии с этим определением был разработан широко используемый MLQ (Steger et al., 2006), чтобы помочь людям понять восприятие своей жизни, касающееся счастья и удовлетворения.
Шкала из 10 пунктов включает две подшкалы, оценивающие наличие смысла в жизни и поиск смысла в жизни .
Примеры пунктов шкалы следующие:
Подшкала | Пример элемента |
---|---|
Наличие смысла | Я понимаю смысл своей жизни. |
Моя жизнь имеет четкую цель. | |
У меня хорошее представление о том, что наполняет мою жизнь смыслом. | |
Поиск смысла жизни | Я ищу что-то, что наполнит мою жизнь смыслом. |
Я всегда ищу цель своей жизни. | |
Я всегда ищу что-то, что делает мою жизнь значимой. |
Все пункты представлены по семибалльной шкале, где 1 означает «абсолютно неверно», а 7 — «абсолютно верно».
Полная шкала доступна бесплатно на английском языке для образовательных, терапевтических и исследовательских целей. Она также доступна на веб-сайте Майкла Стегера на ряде дополнительных языков .
3 показателя позитивного поведения
Как измерить позитивное поведение? Давайте рассмотрим эти предложения.
1. Саморефлексия
Обращаясь теперь к поведению, мы можем рассмотреть полезную практику саморефлексии , которая определяется как:
активный и намеренный процесс осознания и понимания опыта с целью извлечения уроков на будущее.
(Ленгелле и др., 2016, стр. 100)
Популярным методом оценки склонности человека к саморефлексии является шкала личного самосознания Трапнелла и Кэмпбелла (1999), в которой саморефлексия представлена в виде 12-пунктовой подшкалы.
Примеры пунктов шкалы следующие:
- Мне нравится исследовать свое «внутреннее» я.
- Я часто люблю смотреть на свою жизнь с философской точки зрения.
- Я люблю размышлять о природе и смысле вещей.
Все пункты представлены по пятибалльной шкале, где 1 означает «совершенно не согласен», а 5 — «совершенно согласен».
2. Пересмотренный опросник по самолидерству (RSLQ)
Далее мы рассмотрим концепцию самолидерства.
Самолидерство можно определить как:
процесс, посредством которого люди влияют на себя с целью достижения самонаправления и самомотивации, необходимых для желаемого поведения и действий.
Хоутон и Нек, 2002, стр. 672
Самолидерство сочетает в себе саморегуляцию , самоконтроль и самоуправление с когнитивными стратегиями, позволяя людям самостоятельно достигать желаемых результатов.
Чтобы зафиксировать это, Хоутон и Нек (2002) разработали и проверили RSLQ. Эта шкала состоит из девяти подшкал, которые могут быть дополнительно объединены в три измерения, которые затрагивают различные измерения самолидерства. Всего шкала состоит из 35 пунктов.
Примеры пунктов из каждой подшкалы и измерения приведены ниже:
Размеры | Подшкала | Пример элемента |
---|---|---|
Стратегии, ориентированные на поведение | Постановка собственных целей | Я ставлю перед собой конкретные цели для собственной деятельности. |
Самовознаграждение | Когда я особенно хорошо справляюсь с заданием, мне нравится баловать себя чем-то или занятием, которое мне особенно нравится. | |
Самонаказание | Я склонен мысленно винить себя, когда плохо выступаю. | |
Самонаблюдение | Я стараюсь следить за тем, насколько хорошо я справляюсь на работе (в школе). | |
Самостоятельная постановка цели | Я использую письменные заметки, чтобы напоминать себе о том, чего мне нужно добиться. | |
Стратегии естественного вознаграждения | Сосредоточение мыслей на естественных вознаграждениях | Я сосредотачиваю свои мысли на приятных, а не на неприятных аспектах моей работы (учебы). |
Стратегии конструктивного мышления | Визуализация успешного выступления | Я использую свое воображение, чтобы представить, как я успешно справляюсь с важными задачами. |
Разговор с самим собой | Иногда я ловлю себя на том, что разговариваю сам с собой (вслух или про себя), чтобы справиться со сложными проблемами, с которыми я сталкиваюсь. | |
Оценка убеждений и предположений | Я думаю о своих собственных убеждениях и предположениях всякий раз, когда сталкиваюсь со сложной ситуацией. |
3. Шкала самоконтроля
Наконец, мы рассмотрим самоконтроль, который определяется как:
степень, в которой вы осознанно используете стратегии управления впечатлением в социальных взаимодействиях.
Сассман и Спроулл, 1999, стр. 159
Например, человек, эффективно контролирующий себя, может лучше понимать, когда следует смеяться или казаться мрачным в социальных взаимодействиях, основываясь на поведении и невербальных сигналах окружающих.
Для оценки самоконтроля Снайдер (1974) разработал шкалу самоконтроля, состоящую из 25 утверждений.
Примеры пунктов шкалы следующие:
- Мне трудно подражать поведению других людей (обратная оценка).
- Думаю, я устраиваю шоу, чтобы развлечь других людей.
- Я не всегда тот человек, которым кажусь.
В отличие от других шкал, рассмотренных выше, эта шкала оценивается по принципу «истина или ложь».
Затем ответы респондента сравниваются с ключом оценки, где каждому ответу, соответствующему ключу, присваивается оценка 1. Затем эти значения суммируются для получения окончательной оценки.
Что такое самоконтроль – Productivity Guy
2 Процветающие Весы
Поскольку процветание является одним из важнейших аспектов позитивной психологии, ни один список шкал не будет полным без включения методов, с помощью которых можно измерить процветание.
Континуум психического здоровья
Континуум психического здоровья (Кейес, 2002, 2007) пытается оценить психическое здоровье людей по параметрам позитивной психологии, таким как субъективное благополучие, позитивное функционирование в жизни и позитивные чувства. Чтобы формализовать это обследование, Кейес создал оценку континуума психического здоровья, которая доступна в длинной и краткой формах.
Длинная форма Континуума психического здоровья (MHC-LF) состоит из 40 пунктов, измеряющих эмоциональное благополучие, модели психологического благополучия Райффа (1989) и модели социального благополучия Кейса (1998) (Кейс, 2009).
Разработанная на основе MHC-LF, краткая форма Континуума психического здоровья (MHC-SF) состоит из 14 наиболее репрезентативных пунктов для каждого элемента благополучия, включенного в первоначальную оценку (Keyes, 2009). MHC-SF была проверена для лиц в возрасте 12 лет и старше.
Масштаб процветания
Хотя существует несколько шкал, позволяющих измерить степень процветания отдельного человека, одной из самых простых и широко используемых является шкала процветания Динера и соавторов (2009) .
Шкала процветания, состоящая всего из восьми пунктов, предлагает людям заняться самоанализом и спросить себя, среди прочего, ведут ли они жизнь с целью, имеют ли они поддерживающие социальные отношения и с оптимизмом смотрят ли на свое будущее.
17 лучших упражнений позитивной психологии для практиков
Расширьте свой арсенал и влияние с помощью этих 17 упражнений позитивной психологии [PDF] , научно разработанных для содействия процветанию, смыслу и благополучию человека.
Создано экспертами. 100% основано на научных данных.
Примечание о надежности и валидности
Прежде чем использовать какую-либо шкалу в исследовании или на практике, важно знать ее психометрические свойства, иногда называемые ее надежностью и валидностью.
Обычно исследователи, разрабатывающие шкалы, подобные приведенным выше, подвергают шкалы проверке на надежность и обоснованность доказательств, включая эти результаты в свои статьи или на веб-сайты.
Хотя существует слишком много различных типов надежности и валидности, чтобы охватить их здесь, вот несколько полезных ресурсов, которые помогут вам получить базовое понимание психометрии шкал. С их помощью вы сможете сделать лучший выбор относительно того, какая шкала соответствует вашим потребностям:
- Надежность и валидность в двух словах Баннигана и Уотсона (2009)
- Развитие масштаба: теория и применение Роберта ДеВеллиса (2016)
- Обзор практик развития масштаба в изучении организаций Хинкина (1995)
Послание на дом
Будь то сравнение склонности людей шутить или определение смысла чьей-то жизни, ясно одно:
Психологи (и ученые, и практики…) были бы потеряны без своих опросов и анкет.
В этой статье представлен лишь небольшой набор малоизвестных, но широко используемых шкал, все из которых разработаны учеными и используются в исследованиях.
Попробуйте некоторые из них сами, чтобы увидеть, будут ли они полезны для ваших приложений на практике. И если вы это сделаете, дайте нам знать, что вы о них думаете, в разделе комментариев ниже.