Наверх
Главная » Древние цивилизации

Высокотехнологичные дороги инков

9 Январь 2018 496 views Нет комментариев Опубликовал:

Самое крупное государство Нового Света — государство инков — просуществовало чуть более 300 лет. А имперский период, когда инки подчинили себе почти всю западную часть южноамериканского континента, длился и того меньше — всего около 80 лет. 

Но за столь короткое время инки и подчиненные им народы создали огромное количество уникальных материальных ценностей. Кажется невероятным, что буквально из ничего, из россыпи племен, возникла одна из великих империй древности, протянувшаяся узкой лентой вдоль восточного побережья Южной Америки на 4000 км — от берегов Тихого океана до плато в Андах, расположенных на 4000-метровой высоте.

Инки, не знавшие в те времена ни колеса, ни железа, возводили гигантские строения. Сотворили изысканные предметы искусства, тончайшие ткани, оставили множество золотых изделий. Получали урожаи на горных высотах, где природа всегда враждебна к землепашцу.

Большая часть наследия инков, как и их самих, была уничтожена испанцами. Но памятники монументальной архитектуры разрушить полностью не удалось. И сохранившиеся до наших дней образцы древнего зодчества не только вызывают восхищение, но и ставят перед исследователями ряд практически неразрешимых вопросов.

Дороги инков

Вторая Южная экспедиция конкистадоров под руководством Франсиско Писарро вглубь неизведанного материка оказалась весьма удачной для испанцев. После похода по диким джунглям в поисках новой добычи перед ними в начале 1528 года предстал большой каменный город с прекрасными дворцами и храмами, просторными портами, с богато одетыми жителями.

То был один из городов инков — Тумбес. Особенно поразили конкистадоров протянувшиеся повсеместно между ухоженными полями широкие, мощенные камнем дороги.

Дороги инков до сих пор используются местными жителями

Территория, занятая «сыновьями Солнца», как себя именовали инки, состояла из четырех частей, что и легло в основу как административного деления государства, так и официального его названия — Тауантинсуйу, что означало «четыре соединенные между собой стороны света».

Эти четыре провинции связывались одна с другой и все разом со столицей — городом Куско — дорожными системами. Пространства, обслуживаемые инкскими дорогами, были поистине необъятны — около 1 млн км2, или вместе взятые территория нынешнего Перу, большая часть Колумбии и Эквадора, почти вся Боливия, северные районы Чили и северо-западная область Аргентины. Примерно 30 тыс. км — такова общая протяженность дорог Тауантинсуйу, сохранившихся по сей день.

Сохранившиеся лучше других участки дороги, протяжённостью 6000 км. на территории шести стран, были внесены в 2014 году в список Всемирного наследия.

Основу шоссейной сети «сыновей Солнца» составляли две доминирующие магистрали. Древнейшую из них нарекли Тупа Ньян, или Королевская дорога. Начиналась она в Колумбии, пересекала горные цепи Анд, проходя через Куско, огибала на высоте почти 4000 м озеро Титикака и устремлялась вглубь Чили.

У историка XVI столетия Педро Соеса де Леоно можно, в частности, прочитать об этой дороге следующее: «Я полагаю, что с начала человечества не было такого примера грандиозности, как на этой дороге, которая проходит через глубокие долины, величественные горы, снежные высоты, над водопадами, через скальные осыпи и по краю чудовищных пропастей».

Другой хронист того времени писал: «…ни одно из самых замечательных сооружений в мире, о которых рассказывают античные авторы, не создавалось с такими усилиями и затратами, как эти дороги».

Вторая главная магистраль империи — именно по ней на Куско двигались первые отряды конкистадоров — тянулась по прибрежным долинам на расстояние 4000 км. Начинаясь у самого северного порта — города Тумбеса, она пересекала полупустынную территорию Косты, шла вдоль берега Тихого океана, вплоть до Чили, где смыкалась с Королевской дорогой.

Эта магистраль получила имя Уайна Копак-Ньян в честь верховного Инки, завершившего ее строительство незадолго до конкисты — завоевания «просвещенными европейцами» страны Тауантинсуйу.

Главной магистралью империи инков была Тупа Ньян, связывавшая через горы север и юг империи и считавшаяся до начала нашего столетия самой длинной шоссейной дорогой мира. Если бы ее расположить на Европейском континенте, то она пересекла бы его от Атлантики до Сибири. Эти две основные магистрали, в свою очередь, связывались между собой сетью второстепенных дорог, из которых обнаружены остатки лишь одиннадцати.

Самое же поразительное то, что величественные шоссе предназначались исключительно для пешеходов и вьючного транспорта. Уникальные магистрали были созданы инками, которые не знали колеса и использовали для транспортировки сравнительно небольших вьючных животных лам или же таскали грузы на себе.

Единственным транспортным средством служили ручные носилки, на которые имели право лишь верховный Инка, члены королевского рода, а также некоторые знатные лица и чиновники. Ламы же предназначались исключительно для перевозки грузов.

«Нулевой километр» всех древнеперуанских дорог находился в Куско — «Риме» инков, на его центральной священной площади. Этот символ центра страны, называемый Капак усно, представлял собой каменную плиту, на которой при важнейших религиозных церемониях восседал верховный Инка.

Умышленная порча дорог, мостов безоговорочно трактовалась законами инков как вражеская акция, тяжкое преступление, заслуживающее самой суровой кары. Непреложной была так называемая мита — трудовая повинность: каждому подданному империи надлежало отработать 90 дней в году на государственных стройках, в первую очередь на сооружении дорог, улиц, мостов. В это время государство полностью заботилось о питании, одежде, жилище рекрутируемых работников, вынужденных зачастую отбывать миту вдали от дома.

Впечатляющие успехи инков в дорожном деле можно объяснить педантичным, прямо-таки фанатичным выполнением всех обязанностей и искусно отлаженным государственным механизмом. Хотя строили дороги с помощью самых примитивных орудий, безупречная организация работ предопределила «дорожное чудо», сотворенное «сыновьями Солнца». Дорожники Тауантинсуйу не останавливались перед горными хребтами, вязкими болотами, раскаленными пустынями, всякий раз находя оптимальное техническое решение.

На головокружительной высоте у исполинских вершин (у горы Салькантай дорога Уайна Копак пролегает на отметке 5150 м над уровнем моря) предусмотрены крутые затяжные уклоны. Среди болотных топей древнеперуанские инженеры поднимали путь, насыпая для этого дамбу или плотину.

В песках прибрежной пустыни инки окаймляли свои дороги с двух сторон каменными метровыми бортиками, защищавшими дорогу от песчаных заносов и помогавшими солдатским шеренгам держать равнение. О том, как выглядела дорога инков в долинах, помогает узнать средневековая хроника:

«…по одну и другую ее стороны шла стена больше, чем хороший рост, и все пространство этой дороги было чистым и лежало под высаженными в ряд деревьями, а с этих деревьев со многих сторон падали на дорогу их ветви, полные плодов».

Люди, путешествовавшие по дорогам империи Тауантинсуйу, могли отдохнуть, поесть и переночевать на расположенных через каждые 25 км дорожных станциях тамбо, где имелись постоялый двор и склады с припасами. За содержанием и снабжением тамбо следили жители близлежащих деревень-айлью.

«Сыновьям Солнца» по силам было и возведение подземных коммуникаций. Подтверждение тому — потайной ход, соединяющий столичный город с крепостью Муяк-марка, — своего рода военной ставкой главы государства, расположенной в горах выше Куско.

Эта подземная извилистая дорога состояла из нескольких ходов, похожих на запутанные лабиринты. Столь сложное и необычное сооружение создавалось на случай вторжения неприятеля. При малейшей угрозе правители Тауантинсуйу вместе с казной беспрепятственно попадали в неприступную крепость, а враги, даже если им и удавалось проникнуть в тоннель, с большой вероятностью разбредались, сбивались с пути и безнадежно блуждали. Точный маршрут в лабиринте был строжайшей тайной, которой владели лишь верховные правители Тауантинсуйу.

Культовые дороги играли в жизни инков роль, соответствующую их фанатичной набожности. Каждая такая церемониальная дорога обладала своей архитектурной неповторимостью. Капакоча — «дорога коронации» — приводила на окраину Куско, к горе Чукиканча.

На ее вершину доставляли 200 тщательно отобранных детей без единого пятнышка или родинки на теле. Принц несколько раз дотрагивался до чистой кожи малышей, после чего он мог править империей. Детей же, одурманив наркотиками, приносили в жертву богам.

Любопытны потайные культовые дороги «сыновей Солнца», например вырубленный в скалах неподалеку от царской купальни (Тампу-Мучай) тоннель к подземным пещерам, освященным культом Ягуара. Вдоль стен тоннеля на время сакрального ритуала устанавливали мумии знаменитых инков, а в глубине — восседал сам Верховный Инка на высеченном в монолите двухметровом троне.

Тяготение инков к подземным дорогам объясняется не только военно-стратегическими соображениями, а и верованиями древнеперуанского населения. Как гласит предание, первый Инка, родоначальник великой династии, и его жена прошли от боливийского озера Титикака к месту будущего Куско именно под землей.

В районе этого крупнейшего в Латинской Америке озера обнаружены следы высокоразвитой цивилизации — Тиауанако. На территории в 500 тыс. км2 существовало примерно 20 тыс. поселений, соединенных между собой насыпными дорогами, расходившимися от столицы Тиауанако по земледельческой округе.

Аэрофотосъемка позволила обнаружить дороги двухтысячелетней давности. Снимки запечатлели каменные пути протяженностью до 10 км, устремленные, вероятно, к главной магистрали, опоясывающей озеро.

Все это — убедительные аргументы в пользу гипотезы, что великая цивилизация инков возникла не на пустом месте и что дорожники Тауантинсуйу учились у своих предшественников, представителей культур Моче, Паракас, Наска, Тиауанако, создавших, в свою очередь, прекрасную дорожную сеть.

Пометить материал как неуместный

Оценка информации

VN:F [1.9.22_1171]
Объективность
Актуальность
Полнота
Понятность
Rating: 0.0/10 (0 votes cast)
Записи на схожие темы
Фотоэкспедиция путешественника Сергея Карпухина в труднодоступный и практически никому не известный район Якутии — горный кряж Улахан-Сис. Это невысокая возвышенность, которая узкой полосой с запада на восток протягивается в междуречье...
[29 Ноя 2017 | Автор  ]
Забавно оглянуться назад и посмотреть как люди 100 лет назад представляли жизнь в наше время. Как неверны были их представления. Большинство из них, такие как летающие полицейские и отопление домов радием, кажутся довольно бредовыми....
[16 Дек 2017 | Автор  ]
Рубрика История
Сооружение называется кяриз, или qanat, и находится оно в городе Гонабад, что в современном Иране. Кяриз считается одним из величайших изобретений того времени! Эта водопроводная система способна собирать воду из подземных горизонтов...
[5 Дек 2017 | Автор  ]
Рубрика Архитектура
Завиет-эль-Эриан — город в Нижнем Египте, расположен между Гизой и Абусиром. В Завиет-эль-Эриане находятся два пирамидальных комплекса и пять мастаб-гробниц в виде усеченной пирамиды.  Сейчас этот город является закрытым, так как...
[12 Янв 2018 | Автор  ]
Рубрика История
На территории Индии находится большое количество медленно разрушающихся потрясающих архитектурных сооружений. Многие из нас даже никогда не слышали о них. Речь идет о необыкновенных каменных колодцах глубиной до десяти этажей. ...
[24 Ноя 2017 | Автор  ]
Рубрика Архитектура
С момента начала индустриальной революции люди оказали огромное влияние на Землю, которое со временем только ускоряется. Оно кажется незаметным, но если посмотреть на эту коллекцию снимков, отлично видно, как человек меняет планету. ...
[30 Июл 2017 | Автор  ]
Рубрика Гипотезы
Археологи намерены полностью очистить от земли Камень Кочно, скопировать имеющиеся на нем странные рисунки с тем, чтобы распространить их среди коллег и тем самым подключить к разгадке тайны как можно больше ученых. Вдруг совместные...
[21 Дек 2017 | Автор  ]
Деревня Мейманд (Maymand / Meymand),возраст которой насчитывает от 8 до 12 тысячелетий, считается одним из древнейших мест обитания человека в Иране. Более 300 "квартир" были вырублены в  окружающих скалах несколько тысячелетий назад, и многие...
[27 Дек 2017 | Автор  ]
В Индии сохранилось много древних храмов с интересной архитектурой. Комплекс Шраванабелагола в одноименном городе - один из них. Историки датируют эту постройку X веком нашей эры.  В Индии существует множество древних храмов с...
[7 Ноя 2017 | Автор  ]
Рубрика Технологии
О хранящихся загадках истории острова Пасхи, в последние годы написано много. Однако начнём с того, что остров находится в Тихом океане, в 3000 километрах к западу от Южной Америки и принадлежит он Чили... Остров расположен на стыке разломов...
[19 Сен 2018 | Автор  ]
Рубрика Мегалиты
Цветной атлас мира, созданный картографом Урбано Монте (годы жизни 1544-1613гг) 430 лет назад (в 1587 году), недавно отсканировали и отреставрировали выложив ее в открытый доступ. Старинная карта показывает мир, каким он был 430 лет назад. Исследователи...
[14 Янв 2018 | Автор  ]
Рубрика История
oid=-25867865&id=171664034&hash=d52439882507bebb&hd=1 На сегодняшний день обнаружены 24 пещеры. Все они были созданы руками человека. Несмотря на то, что в ходе вырубки этих гротов было удалено почти миллион кубических метров камня, нет никаких исторических...
[4 Авг 2017 | Автор  ]
Рубрика Технологии
Группа китайских археологов из нескольких институтов обнаружила на востоке Китая одну из крупнейших мелиоративных систем Древнего Мира – и, вероятно, древнейшую из известных.    Систему построили 5100 лет назад для предотвращения...
[7 Дек 2017 | Автор  ]
Рубрика Мегалиты
Доклад Александра Колтыпина "Дороги неогенового периода 15млн лет назад". 13 декабря 2015, ДК "Алые паруса". Видео снято Николаем Субботиным для канала "Запрещенная история". Источник: www.kramola.info
[21 Дек 2015 | Автор  ]
Официально считается, что динозавры вымерли примерно 65 миллионов лет назад. То есть задолго до появления предков человека. Причиной их вымирания скорее всего было резкое похолодание после падения на Землю крупного астероида шириной...
[24 Ноя 2017 | Автор  ]
На фоне этой пирамиды в городе Чолуле даже гробницы египетских фараонов в Гизе кажутся домишками лилипутов. Однако испанские конкистадоры его не заметили.  Их были тысячи и тысячи - воинов, закаленных месяцами сражений со свирепыми...
[19 Ноя 2017 | Автор  ]
Рубрика История
В Турции в долине Гёреме в Каппадокии существует одна местность, ландшафт которой напоминает лунный. Но примечательна она не этим. В 8-9 веках н.э. люди, которые обитали здесь, начали выдалбливать в породе затвердевшего вулканического...
[31 Авг 2017 | Автор  ]
Ученые из Института прикладной математики имени М.В. Келдыша РАН, проведя статистические исследования, убедились в том, что текст манускрипта Войнича написан на двух смешанных языках с исключением гласных букв.  До этого все попытки...
[16 Дек 2017 | Автор  ]
Рубрика Литература
При строительстве ледового дворца «Бобруйск - Арена», строители столкнулись с чем то, что не смогли объяснить историки и археологи. Когда рабочие принялись снимать слой земли возле 3-го полигона, примыкающего к улице Карбышева, на глубине...
[5 Дек 2017 | Автор  ]
Рубрика История
5 апреля 1452 г на свет появился прекрасный пример человека, обладающего многоликим талантом – Леонардо да Винчи. В данной подборке вы увидите несколько самых знаменитых изобретений и загадок великого творца, которые опередили своё...
[21 Сен 2017 | Автор  ]
Рубрика Технологии
Робер Юбер, французский живописец (1733—1808). Известен живописными работами, чей основной мотив — парки и реальные величественные руины, множество набросков к которым он сделал во время пребывания в Италии. Картины Робера высоко...
[28 Сен 2017 | Автор  ]
Рубрика Катастрофа
В Кронштадте находится форт Константин, на берегу которого разбросано множество странных мегалитических блоков от какой-то более древней постройки. Команда проекта "Планета Урбантрип" и Ассоциации "Протоистория" обследовала это место,...
[23 Май 2016 | Автор  ]
Рубрика Мегалиты
В фильме приводится авторская точка зрения на происхождение котловины близ острова Гаити. Рассматривается характер откосов, стенок котловины, её довольно правильная геометрическая форма. Кто подобным образом занимался добычей полезных...
[22 Янв 2017 | Автор  ]
Рубрика Гипотезы
Рост или, как говорят антропологи, длина тела, — важный характерный признак внешности разных народов. Мы привыкли к тому, что китайцы обычно невысокие, а скандинавы, наоборот, выше россиян на несколько сантиметров.   Конечно, встречаются...
[10 Июл 2017 | Автор  ]
Рубрика Люди
Николай Субботин, Топология оборонительных валов и звездчатых крепостей древней Руси.  Лекция на заседании НИИ "Происхождение человека" и Ассоциации "Протоистория", 16.04.2016г. замалчиваемая история Источник: www.kramola.info
[19 Апр 2016 | Автор  ]
Рубрика История

Оставить комментарий

Войти с помощью: