Наверх
Главная » Архитектура

Руины исчезнувших цивилизаций на гравюрах Джованни Баттиста Пиранези

30 Ноябрь 2017 577 views Нет комментариев Опубликовал:

Джованни Баттиста Пиранези ( 1720—1778) — итальянский археолог,архитектор и художник-график, гравер, рисовальщик, мастер архитектурных пейзажей.Оказал сильное влияние на последующие поколения художников романтического стиля и — позже — на сюрреалистов.

Джанбаттиста Пиранези родился 4 октября 1720 г. в Мольяно-Венето (близ города Тревизо),в семье каменотёса.Настоящая фамилия семьи Piranese (от названия местечка «Pirano d’Istria»,откуда поставлялся камень для построек) приобрела в Риме звучание «Piranesi».

Отец его был резчик по камню, и в юности Пиранези работал в мастерской отца «L’Orbo Celega» на Большом канале,которая выполняла заказы архитектора Д.Росси.Обучался архитектуре у своего дяди,архитектора и инженера Маттео Луккези,а также у архитектора Дж. А. Скальфаротто.Изучал приемы живописцев-перспективистов,брал уроки гравюры и перспективной живописи у Карло Дзукки,известного гравера,автора трактата по оптике и перспективе (брат живописца Антонио Дзукки); самостоятельно изучал трактаты по архитектуре,читал произведения античных авторов (к чтению его пристрастил брат матери — аббат).В круг интересов молодого Пиранези входили также история и археология. Как художник,испытал значительное влияние искусства ведутистов,весьма популярного в середине XVIII века в Венеции.

В 1740 навсегда покинул Венето и с этого времени жил и работал в Риме. Пиранези приехал в Вечный город в качестве гравера и рисовальщика-графика в составе посольской делегации Венеции.Ему оказывали поддержку сам посол Марко Фоскарини,сенатор Аббондио Реццонико,племянник «венецианского папы» Климента XIII Реццонико — приор Мальтийского ордена, а также сам «венецианский папа»; самым ревностным поклонником таланта Пиранези,коллекционером его работ стал лорд Карлемонт.Пиранези самостоятельно совершенствовался в рисунке и гравюре, работал в палаццо ди Венеция,резиденции венецианского посла в Риме; изучал гравюры Дж. Вази. В мастерской Джузеппе Вази молодой Пиранези обучался искусству гравюры на металле.С 1743 по 1747 г. жил по большей части в Венеции,где в числе прочего работал вместе с Джованни Баттиста Тьеполо.

Пиранези был высокообразованным человеком,но в отличие от Палладио не писал трактатов по архитектуре.Определенную роль в формировании стиля Пиранези сыграл Жан Лоран Ле Ге (1710—1786),известный французский рисовальщик и архитектор, работавший с 1742 в Риме,близкий кругу учащихся Французской академии в Риме,с которым был дружен и сам Пиранези.

В Риме Пиранези стал страстным коллекционером: его мастерскую в палаццо Томати на Страда Феличе,полную античных мраморов,описывали многие путешественники.Он увлекался археологией,участвовал в обмерах античных памятников,зарисовывал найденные произведения скульптуры и декоративно-прикладного искусства.Он любил делать их реконструкцию,подобно составленному им знаменитому Уорвикскому кратеру (ныне — в коллекции музея Баррела,ок. Глазго),который приобрел в виде отдельных фрагментов у шотландского живописца Г. Гамильтона,тоже увлекавшегося раскопками.

Первые известные труды — серия гравюр «Prima Parte di architettura e Prospettive» (1743) и «Varie Vedute di Roma» (1741) — несли в себе отпечаток манеры гравюр Дж.Вази с сильными эффектами света и тени, выделением доминирующего архитектурного памятника и одновременно приемов мастеров-сценографов Венето,использовавших «угловую перспективу».В духе венецианских каприччи Пиранези сочетал в гравюрах реально существующие памятники и свои воображаемые реконструкции (фронтиспис из серии Vedute di Roma — Фантазия руин со статуей Минервы в центре; титул издания серии Carceri; Вид Пантеона Агриппы,Интерьер виллы Мецената,Руины галереи скульптуры на вилле Адриана в Тиволи — серия «Vedute di Roma»).

В 1743 г. Пиранези опубликовал в Риме свою первую серию гравюр.

В 1744 из-за трудного финансового положения был вынужден возвратиться в Венецию.Совершенствовался в технике гравюры, изучая работы Дж.Б.Тьеполо, Каналетто, М. Риччи, манера которых повлияла на его последующие издания в Риме — «Vedute di Roma» (1746—1748),»Grotteschi» (1747—1749),»Carceri» (1749—1750).Известный гравер Й.Вагнер предложил Пиранези быть его агентом в Риме,и он вновь отправился в Вечный город.

В 1756 после длительного изучения памятников Древнего Рима,участия в раскопках издал фундаментальный труд «Le Antichita romane» (в 4-х томах) при финансовой поддержке лорда Карлемонта.В нем подчеркивались величие и значимость роли римской архитектуры для античной и последующей европейской культуры.Этой же теме — пафосу римского зодчества — была посвящена серия гравюр «Della magnificenza ed architettura dei romani» (1761) с посвящением папе Клименту XIII Реццонико.Пиранези акцентировал в нем и вклад этрусков в создание древнеримской архитектуры, их инженерный талант,чувство структуры памятников, функциональность.Подобная позиция Пиранези вызвала раздражение у сторонников наибольшего вклада греков в античную культуру, опиравшихся на труды французских авторов Ле Руа,Кордемуа,аббата Ложье,графа де Кейлюс. Главным выразителем пангреческой теории был известный французский коллекционер П.Ж.Мариэтт,выступивший в «Gazette Litterere del’Europe» с возражениями против взглядов Пиранези.В литературном труде «Parere su l’architettura» (1765) Пиранези ответил ему,разъяснив свою позицию.Герои произведения художника Протопиро и Дидаскалло ведут спор подобно Мариэтту и Пиранези.В уста Дидаскалло Пиранези вложил важную мысль о том,что в архитектуре не следует сводить все к сухой функциональности.»Все должно быть согласно разуму и правде,но это грозит все свести к хижинам», — писал Пиранези.Хижина была примером функциональности в трудах Карло Лодоли, просвещенного венецианского аббата,работы которого изучал Пиранези.Диалог героев Пиранези отразил состояние архитектурной теории во 2-й пол. XVIII в. Следует оказывать предпочтение разнообразию и фантазии,полагал Пиранези.Это важнейшие принципы архитектуры,в основе которой — соразмерность целого и его частей,а ее задача — отвечать современным потребностям людей.

В 1757 архитектор стал членом лондонского Королевского общества антиквариев. В 1761 за труд «Magnificenza ed architettura dei romani» Пиранези был принят в члены Академии Св.Луки; в 1767 получил от папы Климента XIII Реццонико титул «cavagliere».

Мысль о том, что без разнообразия архитектура будет сведена к ремеслу, Пиранези выразил в своих последующих работах — декоре Английского кафе (1760-е) на площади Испании в Риме, где ввел элементы египетского искусства,и в серии гравюр «Diverse maniere d’adornare I cammini» (1768, известна также под названием Vasi, candelapi, cippi…). Последняя была осуществлена при финансовой поддержке сенатора А.Реццонико.В предисловии к этой серии Пиранези писал о том,что египтяне,греки,этруски,римляне — все внесли значительный вклад в мировую культуру,обогатили зодчество своими открытиями.Проекты убранства каминов,светильников, мебели, часов стали тем арсеналом,откуда заимствовали элементы декора в убранстве интерьера архитекторы ампира.

В 1763 г. папа Клементий III поручил Пиранези постройку хоров в церкви Сан-Джованни в Латерано.Главной работой Пиранези в области реальной, «каменной» архитектуры стала перестройка церкви Санта Мария Авентина (1764—1765).

В 1770-х Пиранези также выполнил обмеры храмов Пестума и сделал соответствующие зарисовки и гравюры,которые после смерти художника были опубликованы его сыном Франческо.

У Дж. Б. Пиранези было свое видение роли памятника архитектуры.Как мастер века Просвещения он мыслил его в историческом контексте,динамично, в духе венецианского каприччо любил сочетать различные временные пласты жизни зодчества Вечного города.Мысль о том,что новый стиль рождается из архитектурных стилей прошлого,о важности разнообразия и фантазии в зодчестве, о том,что архитектурное наследие со временем получает новую оценку, Пиранези выразил, построив церковь Санта Мария дель Приорато (1764—1766) в Риме на Авентинском холме.Она была возведена по заказу приора Мальтийского ордена сенатора А.Реццонико и стала одним из крупных памятников Рима времени неоклассицизма.Живописность архитектуры Палладио, барочная сценография Борромини,уроки венецианских перспективистов — все соединилось в этом талантливом создании Пиранези,ставшем некой «энциклопедией» элементов античного декора.Выходящий на площадь фасад,состоящий из арсенала античных деталей,воспроизведенных,как в гравюрах, в строгом обрамлении; убранство алтаря,тоже перенасыщенное ими выглядят как коллажи,составленные из «цитат»,взятых из античного декора (букраниев, факелов,трофеев, маскаронов и пр.).Художественное наследие прошлого впервые столь наглядно предстало в исторической оценке зодчего века Просвещения,свободно и наглядно и с оттенком дидактики преподающего его современникам.

Рисунки Дж. Б. Пиранези не столь многочисленны,как его гравюры. Наибольшим их собранием располагает музей Дж.Соана в Лондоне.Пиранези работал в различных техниках — сангине, итальянского карандаша,сочетал рисунки итальянским карандашом и пером, чернилами,добавляя еще размывку кистью бистром. Он зарисовывал античные памятники,детали их декора. В его рисунках проявилось влияние венецианских мастеров-перспективистов, манера Дж.Б.Тьеполо.В рисунках венецианского периода доминируют живописные эффекты,в Риме для него важнее становится передача четкой структуры памятника, гармонии его форм.С большим вдохновением исполнены рисунки виллы Адриана в Тиволи,которую он называл «место для души»,зарисовки Помпеи, сделанные в поздние годы творчества. Современная действительность и жизнь древних памятников соединяются в листах в единый поэтический рассказ о вечном движении истории,о связи прошлого и настоящего.

Слова Дж.Б.Пиранези:»the Parere su l’ Architettura» («Они презирают мою новизну, я — их боязливость») — могли бы стать девизом творчества этого выдающегося мастера века Просвещения в Италии. Его искусство оказало значительное влияние на многих архитекторов (Ф.Гилли,Р. и Дж.Адам,Дж.А.Сельва, Ш.Персье и П.Фонтен,Ш.Клериссо и др.).Элементы декора из его труда «Diverse maniere»… воспроизводили в своих изданиях Т. Хоуп (1807), Персье и Фонтен (1812) и многие другие.В гравюре не имел учеников, кроме сына Франческо (1758—1810),издавшего серию «Raccolta de Tempi antichi»(1786 или 1788) и последний труд отца «Differentes vues de la quelques restes»… с видами храмов Пестума,который Франческо посещал с ним в 1777 и 1778. В работе отцу помогала и дочь Лаура,исполнявшая рисунки.

Художник умер 9 ноября 1778 г.в Риме после долгой болезни.Похоронен в церкви Санта Мария дель Приорато.

Смотреть 136 гравюр Пиранези

Источник

Пометить материал как неуместный

Оценка информации

VN:F [1.9.22_1171]
Объективность
Актуальность
Полнота
Понятность
Rating: 0.0/10 (0 votes cast)
Записи на схожие темы
Тайны прошлых цивилизаций 3Начало здесь и здесь.Продолжим ставить неудобные вопросы историкам и познакомиться с любопытными работами итальянского археолога, архитектора и художник-графика Джованни Баттиста Пиранези (Giovanni Battista Piranesi). Джованни,...
Руины прошлых цивилизаций. Часть 2. Джованни Баттиста ПиранезиПродолжим ставить неудобные вопросы историкам и познакомимся с любопытными работами итальянского археолога, архитектора и художника-графика Джованни Баттиста #Пиранези (Giovanni Battista...
[22 Апр 2016 | Автор  ]
Руины прошлых цивилизаций. Часть 4. Джованни Баттиста ПиранезиПродолжим ставить неудобные вопросы историкам и познакомимся с любопытными работами итальянского археолога, архитектора и художника-графика Джованни Баттиста Пиранези (Giovanni...
[9 Сен 2017 | Автор  ]
Подборка видеороликов, рассказывающих о забытом прошлом нашей цивилизации. Руины прошлых цивилизаций. Часть 1. Юбер Робер Французский художник Юбер Робер (Hubert Robert, 1733—1808) много путешествовал по Европе и оставил нам очень интересные картины,...
[20 Дек 2015 | Автор  ]
Есть у художника Джованни Батиста Пиранези гравюра «Вид гробницы Гая Цестия.» сделанная художником в 1755 году, на которой изображена пирамида Цестия в Риме.На гравюре виден след мощного селевого потока, на поверхности которого гуляют люди. Также...
[19 Фев 2016 | Автор  ]
Обратите внимание на уровень грунта левее от арки. Это было бы абсурдом древних строителей поставить ее вплотную к стене или холму. Предлагаю посмотреть фотографии развалин Рима в этом месте и сделать некоторые выводы.Собор, который справа на этом...
[18 Авг 2015 | Автор  ]
Посмотреть это видео нужно по одной причине: если самим разглядывать фотографии, то не на все детали можно обратить внимание и их проанализировать. А здесь человек сделал это за вас.Текстовый вариантПодобные подборки:Разрушенная Европа - рисунки...
[28 Дек 2016 | Автор  ]
http://humus.livejournal.com/4041066.html2-3 этажа грунта явно лишние ... Видно что не стали выкаблучиваться с раскопками (бабла или людей не было) и просто дверь сделали выше.Триумфальная арка Септимия Севера. 1885А это результаты раскопок после 1880-х годов.В 1870-х годах Рим...
[12 Янв 2016 | Автор  ]
Рубрика Потоп
Посмотрите на работы этих трех художников. По официальным мнениям все они писали в стиле "Архитектурная фантазия", "Катастрофизм", архитектурный романтизм и сюрреализм. Это еще можно было бы допустить, если бы не полное совпадение с множеством реально...
[2 Апр 2015 | Автор  ]
Комментарии к видео: Естественно, в рамках нашей версии селевые потоки в Европе были намного слабее, чем на Таймыре, Новосибирских островах и даже на юге Сибири (Омск, Томск, Тюмень и так далее). Датировка прохождения потоков через города — 15 век,...
[25 Дек 2016 | Автор  ]
Рубрика Потоп | Метки:
 Светлана Жарникова о своём опыте клинической смерти, о прародине ариев и многом другом.Источник: www.kramola.info
[20 Май 2016 | Автор  ]
 О чём стоит задуматься тем, кто часто говорит "наша империя Тартария"? Зачем человеку государственное мышление? Почему многие современные адепты славянства превращают родноверие в религию? В чём разница между религией и традицией? Интереснейший...
[22 Дек 2015 | Автор  ]
Рубрика Россия
Что писали о Великой Тартарии русские историки и писатели.  Источник: www.kramola.info
[14 Сен 2016 | Автор  ]
Рубрика Тартария
Презентация новой книги кандидата исторических наук Андрея Жукова в книжном супермаркете "Библио Глобус", 06.04.2016г. древние цивилизации Источник: www.kramola.info
[9 Апр 2016 | Автор  ]
Рубрика Америка
Источник: www.kramola.info
[3 Сен 2017 | Автор  ]
Фиксировал подлинные свидетельства существования цивилизации доземлян.Статья Антона Зубова.Это практически сенсация!А всё благодаря тому, что в сети стали появляться до этого скрываемые сканы его гравюр.https://upload.wikimedia.org/w...Изучая картины...
[28 Фев 2016 | Автор  ]
Источник: www.kramola.info
[7 Ноя 2017 | Автор  ]
Презентация книги "100 ВЕЛИКИХ исчезновений" "Исчезнувшие племена гуанчей, гарамантов и др." Писатель, журналист, путешественник Николай Николаевич Непомнящий. замалчиваемая история Источник: www.kramola.info
[9 Май 2016 | Автор  ]
Андрей Жуков. Загадки перуанских строителей. Результаты экспедиции 2015 года мегалитытехнологии древних Источник: www.kramola.info
[2 Мар 2016 | Автор  ]
Рубрика Технологии
Решив изучить колыбель европейской цивилизации, святая святых всех историков и археологов — территорию так называемой Римской империи, авторы с удивлением обнаружили, что самые величественные храмы и дворцы сооружали совсем не римляне,...
[4 Янв 2016 | Автор  ]
Рубрика Гипотезы
Видео-курс, посвящённый русским трёхмерным шахматам - таврелям. Это очень интересная и интеллектуальная игра. В шести выпусках разбирается история, особенности и правила русских шахмат. Для навигации по выпускам плейлиста нажмите на три полоски...
[3 Сен 2015 | Автор  ]
 Сочинители истории, так уж ими повелось, старят всё, что на виду. Вот и колосса откомандировали в 16-й век. И если кто будет задавать ненужные вопросы, то ему укажут  на такой вот памятник, отрицающий катастрофу.- Видишь?!- А, ты, - Пиранези,...
[30 Дек 2015 | Автор  ]
Рубрика Архитектура
Какие правители были у Великой Тартарии Источник: www.kramola.info
[12 Авг 2016 | Автор  ]
Рубрика Люди
Межрасовое смешение и его последствия в исторических примерах разбирает биополитик Владимир Авдеев. Источник: www.kramola.info
[9 Апр 2017 | Автор  ]
Рубрика Люди

Оставить комментарий

Войти с помощью: