Наверх
Главная » Гипотезы

«Неудобная» палеография

31 Декабрь 2016 754 views Один комментарий Опубликовал:

Продолжим начатое ранее. Я про дендрохронологию — остальные незавершенные тематики пока подождут.

В прошлой статье я пообещал выложить еще немного критики ФиН и разбавить ее ложью, которой потчует читателей Тюрин и иные лица, обладающие перед нами преимуществом в лишнюю хромосому. В процессе написания понял, что ограничусь пока только ФиН.

Кстати, в следующий раз, когда вам будут говорить, что никто не критикует ФиН или Тюрина, можете смело давать ссылку на эти статьи.


Начну, пожалуй, с отсылке к одной из своих более древних статей — «Трясина «альтернативной истории» — Финишная прямая«. В этой статье примечателен комментарий к одной из работ Сергея Лесного (пособник нацистов, один из первых альтернативщиков, начавших перекраивать историю Руси):

Предоставляя слово проф. Н В. Шарлеманю для общей оценки четырех книг С. Лесного (С. Парамонова) о «Слове о полку Игореве» и для ответа ему по тем вопро­сам, в которых С Лесной в некоторой степени может все же считаться специалистом, редакция ТОДРЛ не считает возможным вступать в спор с С. Лесным по вопросам филологическим, историческим и прочим ввиду полной его некомпетентности в гуманитарных науках. С этой стороны книги С. Лесного лишены какого бы то ни было научного значения. Оригинал.

Рекомендую запомнить этот комментарий.

Шарлемань Н. В. Сергей Парамонов о «Слове о полку Игореве»

===

Вестник Российской Академии Наук том 72 № 2 2002

По просьбе редакции статью А. Т. Фоменко и Г. В. Носовского комментируют ведущие российские специалисты по археологии, дендрохронологии и палеографии из Института археологии РАН.

«Неудобная» палеография

Пытаясь убедить читателей в недостоверности датировки XI в. новых новгородских археологических находок — церы с записями псалмов и рисунка св. Варвары на бересте, — А. Т. Фоменко и Г. В. Носовский используют в своей статье палеографические аргументы. Но в ней нет ни одной ссылки на работы по палеографии и источники (за исключением выборочных отсылок на план Москвы 1776 г.). При этом использование «палеографических наблюдений» обнаруживает полную некомпетентность авторов в этой области. Поэтому, прежде чем рассмотреть суть их палеографических изысканий, необходимо остановиться на некоторых основных положениях, касающихся русской палеографии и принципов палеографических сравнений. Они знакомы любому исследователю, имеющему дело с рукописными источниками, но поскольку статья А. Т. Фоменко и Г. В. Носовского рассчитана не на историков-профессионалов, а на более широкие слои, в том числе и ученых негуманитарного профиля, требуется кратко перечислить основные положения вспомогательной исторической дисциплины — палеографии (наблюдения за особенностями развития письма).

Русская палеография как историческая дисциплина имеет солидный возраст. Она формировалась на протяжении последних полутора сотен лет. За этот период определен круг ее источников и выработаны методы, имеющие свои цели, в первую очередь, прочтение и датировку исследуемой рукописи. Издано немало пособий и руководств по русской палеографии. Из последних работ, известных каждому студенту-медиевисту, можно назвать хотя бы учебник «Русская палеография» М. Н. Тихомирова и А. В. Муравьева, не единожды переиздававшийся.

Палеографические наблюдения основаны на эволюции русского письма: от устава к полууставу, затем к скорописи и печатным текстам — литургическим и гражданским. С течением времени менялись пропорции и начертания букв, состав алфавита, орфография, отражая изменения в русском языке, его фонетике, лексике, морфологии. Поэтому палеографический анализ должен быть системным.

Такой анализ включает наблюдения не только над начертаниями букв, но и над общим стилем письма, способом написания, а также данные лингвистики и др. При этом особенно показательны начертания определенных букв, для каждой эпохи своих. Палеографический анализ рукописного памятника, в зависимости от его объема и степени сохранности, сопутствующих обстоятельств (например, содержания, упоминания исторических лиц и т. д.), может достигать большой точности — от полстолетия до пяти лет. Но овладение методами палеографии требует обширных знаний, большой практики и длительного времени.

Изменения, произошедшие в русском рукописном письме на протяжении веков, очень значительны, поэтому человеку, знакомому хотя бы в общих чертах с историей развития русского письма и алфавита, спутать рукописный текст XI в. с текстом XVIII в. просто невозможно. Менялся буквенный состав алфавита: многие буквы исчезли, другие полностью изменили свои начертания, а иногда и звуковое значение. Например, в разное время исчезали и вновь появлялись буквы, обозначающие носовые звуки (), йотированные и др. Появились новые, например, буква ё (в самом конце XVIII в.). Некоторые буквы «поменялись» своим обликом — Н («иже») и N («наш»). Произошло это не одновременно: буква Н современного начертания появилась во второй половине XIV в., а первые буквы Н («эн») в рукописном письме обнаруживаются как вариант среди других форм в скорописи XV–XVI вв. Еще один пример изменения облика — знак Ч в древнерусском уставе читался как Ц («цы»), позднее как Ч («червь»). Эти примеры элементарны, но именно по ним чаще всего выявляются не только наивные фальсификации XIX в., но и более изощренные современные.

После кратких замечаний о сути палеографического анализа посмотрим, как проводят «палеографические наблюдения» А. Т. Фоменко и Г. В. Носовский. Хотя статья А. А. Зализняка и В. Л. Янина о последних новгородских находках посвящена в основном записям на восковых табличках, а дата под изображением св. Варвары лишь упоминается, все внимание критиков обращено на предполагаемую дату. А. Т. Фоменко и Г. В. Носовский утверждают, что дата написана «типичным почерком XVIII в.» (особенности этого «типичного» почерка не отмечены), обычными арабскими цифрами — 7282, что по эре «от сотворения мира» соответствует 1774 г. (7282 минус 5508). Для сравнения выбирается наиболее подходящий по времени документ — чертеж Москвы.

Аргументы А. Т. Фоменко и Г. В. Носовского следующие: «Первая цифра — 7. В целом она написана почти как сегодня, но внизу у нее виден четкий загиб, или „хвостик”» (в доказательство на рис. 4 приведены «некоторые» начертания цифры 7 с упомянутого чертежа). Но неискушенному читателю, скорее, покажется, что именно этот знак напоминает двойку. Между тем первый знак обоснованно прочитан А. А. Зализняком и В. Л. Яниным как «зело», потому что именно так писалась эта буква в некоторых старославянских (древнеболгарских) рукописях XI–XII вв. (рис. 1). Здесь нужно заметить, что старославянский алфавит послужил основой для древнерусского письма и в дальнейшем в значительной степени влиял на его развитие.


Рис. 1. Образцы начертаний некоторых букв из старославянских рукописей XI в. (А. И. Соболевский. Славяно-русская палеография. СПб., 1908. С. 47)
Рис. 2. Изображение св. Феодора (X–XI вв.). Скальный монастырь при селе Мурфатлар в Румынии. (Каzimir Popkonstantinov, Otto Kronsteiner. Старобългарски надписи. Altbulgarische Inschriften // Die Slawischen Schprachen. B. 36. Wien, 1994. C. 96)

Затем как цифра 2 читаются второй и четвертый знаки в дате. Отсылки к начертаниям этой цифры на чертеже 1776 г. лишь убеждают в полном их несходстве: на чертеже у двойки главное — крупная головка в виде почти замкнутого круга, в знаке из даты — ее вовсе нет. Далее к третьему знаку дорисовываются вверху и внизу штрихи, и искомая восьмерка готова!

В правильности нового прочтения даты А. Т. Фоменко и Г. В. Носовского окончательно убеждает наличие последнего знака — древнерусской буквы  («земля», цифровое значение — 7), так как 7282 г. соответствует 7 индикт. Однако обязательных для древнерусских текстов указаний на индикт (ни полностью, ни сокращенных) на бересте нет.

В собственных построениях критиков не смущает одновременное использование современных цифр, архаической эры и церковно-славянского алфавита, хотя они высказывают сомнения в возможности смешения латинской и древнерусской букв в прочтении предполагаемой даты А. А. Зализняком и В. Л. Яниным. Таким способом можно прочесть как угодно любую запись — не только древнерусскую, но и клинопись, и египетские иероглифы, особенно если некоторые черты убрать, а другие добавить.

Следует также отметить, что датируется береста с изображением св. Варвары не по предполагаемой дате, а по комплексу данных: археологической стратиграфии, дендрохронологии, палеографии и, наконец, иконографическим и стилистическим особенностям рисунка (для сравнения см. рис. 2).

Рис. 3. Надпись царя Самуила, датированная 993 г.(В. Н. Щепкин. Русская палеография. М., 1967. С. 108)

Рис. 4. Образец полуустава со старопечатной основой. Служебник, начало XVII в.(М. Н. Тихомиров, А. В. Муравьев. Русская палеография. М., 1982. С. 130)

«Доказав» с помощью палеографии ошибочность прочтения даты, критики считают, что тем самым доказывают и датировку записей на церах XVIII в. «Датировка этих навощенных дощечек XI в. … кажется необоснованной… эти дощечки вполне могут быть предметом XVIII в. Все примеры написаний отдельных слов на этих дощечках (далее следует ссылка на статью А. А. Зализняка и В. Л. Янина) встречаются и в рукописях XVIII в., например, в старообрядческих. То же можно сказать и о почерке на дощечках… Ничего невозможного для XVIII в. в этом почерке нет». Это безапелляционное утверждение не подтверждено ни одной ссылкой на палеографические или языковые особенности записей на табличках, хотя они предоставляют для палеографического анализа гораздо больше материала, чем береста с изображением св. Варвары. В приведенной цитате из статьи А. Т. Фоменко и Г. В. Носовского проявляется полное незнание ими предмета спора: написание отдельных слов говорит лишь о русском изводе (варианте) старославянского языка. Палеографические же особенности (в чем может убедиться непредубежденный читатель) указывают на рубеж X–XI вв., обнаруживая наибольшую близость к Супрасльской рукописи, которая датируется X–XI вв. Эта рукопись, как и все древнейшие старославянские, не содержит даты. Но их датировки подтверждаются старославянскими памятниками эпиграфики — надписями на камнях, крестах, предметах, открытых в южнославянских землях в процессе археологических раскопок; среди них встречаются и датированные (с датой в тексте — от «сотворения мира»). Они неоднократно публиковались (рис. 3). Из последних изданий можно назвать свод наиболее известных надписей: Kazimir Popkonstantinov, Otto Kronsteiner. Старобългарски надписи. Altbulgarische Inschriften.

Если сравнить почерк Супрасльской рукописи и церы с записями псалмов из Новгорода хотя бы по упоминавшимся особенностям начертаний Н («иже»), N («наш»), Ц («цы»), Ч («червь»), то уже тогда можно убедиться в хронологической и палеографической близости этих двух памятников, не говоря о других датирующих признаках. Однако палеографический анализ требует специальных навыков, поэтому гораздо легче подвергнуть критике несколько знаков, чем связный и достаточно обширный текст.

Новые открытия археологов в Новгороде, безусловно, очень важны и для истории древнерусской письменности, языка и культуры. Но они привлекли внимание критиков отнюдь не сами по себе. Цель опровержений, конечно, состоит в том, чтобы доказать, что если археолог и лингвист так примитивно ошиблись на 700 лет, то можно легко опровергнуть и все данные археологии. Тем самым устраняются «неудобные» факты, противоречащие концепции А. Т. Фоменко о новой всемирной хронологии (в том числе и о русской) и заговоре «романовских» историков, исказивших русскую историю.

Рис. 5. Образец типичной скорописи XVIII в. (70-е годы).Писарская копия манифеста Е. Пугачева(М. Н. Тихомиров, А. В. Муравьев. Русская палеография. М., 1982. С. 103)

В перечень «неудобных» для новой глобальной истории дисциплин попадает теперь и палеография. Оказывается, «романовские» фальсификаторы истории были просто гениальны: они заранее предвидели эволюцию письма (задолго до того времени, когда возникла научная дисциплина палеография) и «подбросили» в наслоения культурного слоя Новгорода не только множество предметов и берестяных грамот, но и озаботились, чтобы эти грамоты были написаны письмом и языком, отличным от языка и письма времени фальсификации (XVII в.), да еще и изменяющимися соответственно напластованиям (рис. 4, 5). Но остается загадкой, как удалось фальсификаторам истории начертить еще множество надписей на стенах храмов, находящихся под позднейшими живописными наслоениями, а особенно на предметах быта, полученных в результате раскопок непотревоженных слоев не только по всей территории Древней Руси, но и южнославянских земель?

Очевидно, что теперь «научной исторической» школе академика А. Т. Фоменко необходимо дискредитировать и палеографию. Как долго может существовать такая псевдонаучная «пирамида», своеобразная МММ в науке, эксплуатируя читательский интерес к истории и любовь к сенсациям?

А. А. Медынцева, доктор исторических наук


А теперь вишенка на тортик — послесловие редакции:

«Вестник РАН» неоднократно выступал с критикой так называемой «новой хронологии» академика А. Т. Фоменко (см.: № 12 за 1999 г.; № 5,7 и 9 за 2000 г.). Опубликованная выше совершенно объективная, на взгляд редакции, оценка очередного сочинения А. Т. Фоменко как абсолютно непрофессионального с точки зрения историков и археологов полностью исчерпывает данную тему. Этой публикацией редакция закрывает дискуссию о «новой хронологии» на страницах «Вестника» и не будет к этому больше возвращаться.

Какая связь поколений… Почти также ответили и Лесному полвека раньше.


Как всегда, читатели ЖЖ могли ознакомиться с данной статьей чуть раньше у меня в блоге:

http://paulus-raul.livejournal…


Т.к. все статьи журнала взаимосвязаны, то их надо рассматривать в совокупности.

Если Вы чего-то не понимаете, то Вам необходимо прочитать ВЕСЬ ранее написанный материал и еще немного учебников.


В следующий раз я уж точно покажу Вам на примере как обманывает людей Тюрин вслед за своими «гуру». И только потом перейду непосредственно к описанию Новгородской абсолютной шкалы дендрохронологии.


Кстати, я уже упоминал, что никто их этой троицы не имеет даже близкого отношения к истории, археологии и т.п.?


Пометить материал как неуместный

Оценка информации

VN:F [1.9.22_1171]
Объективность
Актуальность
Полнота
Понятность
Rating: 0.0/10 (0 votes cast)
Записи на схожие темы
В 1896 году в царскую Россию прибыл фотограф из Чехии Франтишек Кратки. Изначально он должен был запечатлеть коронацию Николая II, однако больше Франтишека поразили русские города: Москва, Санкт-Петербург, Нижний Новгород. Предлагаем вам погрузиться...
[28 Июн 2015 | Автор  ]
Рубрика Россия
Лето, солнце, тепло. Новости пестрят жаркими и жаренными подробностями событий. Давайте немного отдохнем от этой естественной и искусственной жары, и посмотрим на карикатуры, связанные с эволюцией. Эволюцию техники постараюсь обойти стороной....
[3 Авг 2016 | Автор  ]
Рубрика Публикации
 Источник: cont.ws
[22 Июл 2016 | Автор  ]
Рубрика Люди
Источник: cont.ws
[21 Июн 2016 | Автор  ]
Рубрика Археология
Источник: cont.ws
[27 Июл 2016 | Автор  ]
Рубрика Технологии
Интервью с Евгением Гавриковым, участником экспедиции.Вот несколько фото из данного видео:Пирамиды Гигантская надпись Найдено в Антарктиде, пр-во Германия, 1915г ...
[28 Окт 2016 | Автор  ]
 Фрагмент росписи на саркофаге Сепи.Транслитерация надписи. Цещацлищво манявцво.На современном русском языке.Слава заманчива.продолжение 
[14 Фев 2016 | Автор  ]
Рубрики: История, Литература | Метки:
Большая Морская улица. Санкт-Петербург. 1898 г. Здание Германского Посольства. Санкт-Петербург. 1914 г. Реформатская церковь. 1870 г. Памятник Петру I. 1870 г. Зимний дворец. 1914 г. ...
[7 Июл 2016 | Автор  ]
Рубрика Архитектура
ОТ самого "ЖИТЕЛЯ" ледового КОНТИНЕНТА.. (военспец, эксперт) ВИДЕОВот несколько фото из данного видео:ПирамидыГигантская надписьНайдено в Антарктиде, пр-во Германия, 1915гКарьерКамень в спец. нишеЧасть городаИнтервью с Евгением Гавриковым, участником...
А такие уж были дикие наши предки, как о них пишут современные псевдо-историки и учебники, по которым учат наших детей?! Мы находим подтверждение, что ложь имеет место быть, приведу лишь пару высказываний известных личностей ... Как глубоко...
[25 Июл 2016 | Автор  ]
Рубрика Гипотезы
Предположительно, эти надписи сделаны в эпоху, когда Египтом владели мамелюки, которые были в большинстве своём славянами (ссылки на посты о мамелюках): http://koparev.livejournal.com/103999.htmlhttp://koparev.livejournal.com/164437.html ...Транслитерация верхней надписи: ВовпомОжващц....
[13 Фев 2016 | Автор  ]
Гуляя по Санкт-Петербургу, я не могла обойти вниманием скульптуры, вызывающие столько споров - кто, когда и каким образом их создал.  И что могу сказать - шаблон общий, а вот итоговая отделка мелких деталей явно проводилась вручную. Кроме...
[22 Май 2016 | Автор  ]
Рубрика Технологии
Времена Дальстроя - это легенда советской геологии и золотодобычи.Хочу поделиться с вами старыми фотоснимками Колымы и её столицы 40-х — нач. 50-х годов. В отличие от предыдущих архивных снимков, которые относились к временам моего раннего детства,...
[14 Июл 2016 | Автор  ]
Рубрика Россия
Начну с ещё одного книжного текста об эпопее транспортировки гром-камня, ибо в нём содержатся новые дополнения к уже изложенному. Естественно, выкладываю только то, что касается интересующего вопроса. --- --- --- Я полагаю,...
[25 Июл 2016 | Автор  ]
Рубрика Технологии
Белокаменная резьба России и в частности Владимирской области, в том числе Успенского и Дмитриевского собора, церкви Покрова На Нерли. Благодаря сохранившейся уникальной резьбе мы можем вспоминать подлинную культуру и историю ведической...
[15 Фев 2018 | Автор  ]
Рубрика Архитектура
Во всех красках город образца 1931 года показал известный американский фотограф и путешественник Брэнсон Дэку. Сделанные им в Одессе 22 слайда с изображением Пальмиры и ее обитателей хранятся в архиве Калифорнийского Университета в Санта Круз.Примечательно,...
[2 Окт 2016 | Автор  ]
Рубрика Архитектура
Археологи из Старорязанской археологической экспедиции обнаружили древнерусскую булаву.В ходе раскопок на месте Селиванова в 1888 году и Монгайта в 1949, была обнаружена древнерусская статусная булава, украшенная зернью. Зернь представляет собой...
[14 Авг 2016 | Автор  ]
Рубрика Археология
При взгляде на эти величественные строения воображение тут же рисует благородных рыцарей и мудрых королей, битвы на мечах и долгие осады. Средневековые замки были и домом, и крепостью, и фортом. В них жили и воевали. А сейчас большая часть из них —...
[7 Июл 2016 | Автор  ]
Рубрика Архитектура
В 1983 году в двух километрах от Майкопа были найдены гальки, всего 90 штук, покрытые знаками так называемого "письма Махошкушха". Датировка по сопутствующему материалу дала дату примерно в 9.000 - 11.000 тысяч лет. К сожалению, в отсутствие органики более точная...
[28 Окт 2015 | Автор  ]
Транслитерация верх. текста. Счрега вому. - На современном русском языке: Стража ему.Транслитерация текста ниже. Воцпево. - Воспевание.Транслитерация нижнего текста. Воцдзячь Имивейво Выцежщево. Мувачьво гацмямцемово ницнядзьнея: вёцпивопьво,...
[14 Фев 2016 | Автор  ]
Рубрики: История, Литература | Метки:
Фотограф - Сергей Михайлович Прокудин-Горский (1863 — 1944)Источник: http://fotton.ru/30-redkih-tsvetnyih-fotografiy-rossiyskoy-imperii-100-i-bolee-let-nazad/ Вот он сам Ростовский Кремль, 1906 г. Эмир Бухары, 1911 г. Собор Святого Николая в Можайске, 1911 г. ...
[3 Окт 2016 | Автор  ]
Рубрика Россия
Множество свидетельств что динозавры и люди жили в одно время... Динозавры народа Lega (Конго) National Museum of Archaeology. Ла-Пас (Боливия) Изображение стегозавра на камбоджийском храме В одной из пещер Кувейта ...
[18 Ноя 2016 | Автор  ]
Рубрика История

Оставить комментарий

Войти с помощью: