Наверх
Главная » Архитектура

Нереализованные Сталинские Проекты. Сталинская Москва.

21 Январь 2018 405 views Нет комментариев Опубликовал:

Сегодняшнюю Москву украшают семь «сталинских высоток», горделиво возвышающихся над окружающими постройками. Это, напомню, главный корпус МГУ, здание МИДа, гостиницы «Украина» и «Ленинградская», а также три административно-жилых здания на Котельнической Набережной, на Кудринской Площади и на Площади Красных Ворот. Строительство вышеперечисленных сооружений происходило после Великой Отечественной Войны, и до смерти И.В. Сталина большая часть строительных работ была уже закончена, и здания уже начинали вводить в эксплуатационный режим.

 Стоит сразу заметить, что на тот момент ничего подобного в мире не создавалось, а построенные в 30-ых годах небоскребы в Нью-Йорке не выдерживали со «сталинскими высотками» никакого сравнения.

Кстати, и на сегодняшний день строительство подобных сооружений считается архисложным и ресурсозатратным предприятием, поэтому современные небоскребы создаются по значительно упрощенным проектам, нежели «сталинские высотки».

Поэтому остается только удивляться и поражаться, откуда в стране, только пережившей страшную войну, голод и разруху, появились возможности и технологии, позволившие совершить гигантский скачок в строительстве и архитектуре.

А ведь это было только НАЧАЛО!

Семь «сталинских высоток» должны были стать первым этапом грядущего преобразования архитектурного облика всей страны.

Причем глобальные изменения ожидали не только Москву, но и многие другие города Союза Советских Республик.

До наших дней сохранились многочисленные архитектурные проекты, воплощение которых в жизнь должно было состояться уже в 50-ые годы 20 столетия.

Архитектурные проекты Москвы 30-50-х годов являются одними из самых амбициозных в мировой истории. Огромные здания, дворцы и арки должны были воплотить в себе всю мощь первого в мире социалистического государства. Самые талантливые архитекторы из самых разных творческих школ боролись за право реализации своих проектов.

Среди всех проектов выделялся «Генеральный план реконструкции Москвы», принятый в 1935 году. Согласно этому плану в кратчайшие сроки Москва должна была превратиться в образцовую и показательную мировую столицу. Целая система магистралей, площадей и набережных с уникальными зданиями осуществили бы самые прекрасные мечты о светлом будущем.

Здание Наркомата тяжелой промышленности

А. Веснин, В. Веснин, С. Лященко. 1934

В 1934 году был объявлен конкурс на здание Народного Комиссариата тяжелой промышленности (Наркомтяжпром) на Красной площади. Сооружение этого грандиозного комплекса в 110 тысыч кубических метров на площади в 4 гектара привело бы к радикальной реконструкции Красной площади, прилегающих улиц и площадей Китай-города. Впечатляющие проекты братьев Весниных — лидеров движения конструктивизма, так и не были отмечены жюри.

Дворец Советов

Б. Иофан, О. Гельфрейх, О. Щуко. Скульптор С. Меркулов. Один из вариантов утвержденного проекта. 1934

Конкурс на проект Дворца Советов в Москве — один из самых масштабных и представительных архитектурных конкурсов двадцатого столетия. На конкурс было представлено 160 проектов. 24 предложения поступили от иностранных участников, среди которых были всемирно известные архитекторы: Ле Корбюзье, Вальтер Гропиус, Эрих Мендельсон.

Гостиница Моссовета («Москва»)

Л. Савельев, О. Cтапран. 1931

В 1931 году Моссовет провел закрытый конкурс на проект огромной гостиницы на 1000 номеров, самой благоустроенной по меркам тех лет. В конкурсе участвовало шесть проектов, лучшим был признан проект молодых архитекторов Савельева и Стапрана. В проект гостиницы, его фасад, были внесены изменения в духе новой монументальности и ориентации на классическое наследие. Согласно легенде, Сталин подписал сразу оба варианта решения фасада здания, поданные ему на одном листе, в результате чего фасад выстроенной гостиницы оказался несимметричным.

Дворец техники

А. Самойлов, Б. Ефимович. 1933

Конкурс на проект Дворца техники был объявлен в 1933 году. Сам объект проектирования представлял собой комплекс научных и технических учреждений. Он должен был «вооружать массы достижениями советской техники в области промышленности, сельского хозяйства, транспорта и связи». Местом строительства Дворца был выбран участок на берегу Москвы-реки, однако сам дворец так и не был сооружен.

Здание военного наркомата

Л. Руднев. 1933

Сооружения архитектора Л. Руднева принадлежат к числу наиболее заметных в Москве. В 30-е годы по его проектам был выстроен ряд зданий Наркомата обороны. Для зданий этого ведомства архитектор выработал особый стиль с мотивами грозной неприступности и подавляющей мощи.

Здание Наркомата тяжелой промышленности

И. Фомин, П. Абросимов, М. Минкус. 1934

Иван Фомин: «Две основные вертикали главного фасада даны для того, чтобы создать щель, через которую хорошо было бы смотреть на мавзолей. По площади Свердлова здание заканчивается прямым торцом корпуса. Здесь избран прием силуэтного решения. Этот торец мы разрываем очень парадной аркой, отвечающей характеру старой архитектуры площади. Здание в плане представляет замкнутое кольцо. Так как композиция является замкнутой, мы не хотели подниматься в целом выше 12–13 этажей и только башни будут достигать высоты 24 этажа».

Здание Наркомата тяжелой промышленности

А. Веснин, В. Веснин, С. Ляценко. Вариант. 1934

Из объяснительной записки к проекту: «На стилобате, отвечающем Кремлевской стене, поставлены четыре башни, доходящие высотою до 160 метров. Ритмическое построение, выражающееся в четырех вертикальных элементах и колоннаде стилобата, создает зрительную протяженность, необходимую для продольного обрамления площади, и отвечает построению Кремлевской стены».

Дом Аэрофлота

Д. Чечулин. 1934

Здание «Аэрофлота», которое планировалось возвести на площади у Белорусского вокзала, было задумано архитектором Дмитрием Чечулиным как монумент героической советской авиации. Отсюда остросилуэтное решение и «аэродинамическая» форма высотного корпуса. Проект в своем первоначальном виде и назначении осуществлен не был. Почти полвека спустя общие идеи проекта были воплощены в комплексе Дома Верховного Совета РСФСР на Краснопресненской набережной (ныне Дом Правительства).

Дом книги

И. Голосов, П. Антонов, А. Журавлев. 1934

Проект Дома книги — пример характерного для начала 30-х годов решения здания как «архитектурного монумента». Трапециевидный, устремленный ввысь силуэт, упрощенные архитектурные формы и обилие скульптуры на всех частях здания.

«Арка героев». Монумент героическим защитникам Москвы

Л. Павлов. 1942

С октябре 1942 года, в самый разгар Великой Отечественной войны газета «Литература и искусство» сообщала: «Заканчивается конкурс на монументы героям Великой Отечественной войны. От московских скульпторов и архитекторов поступило около 90 работ. Получены сведения о высылке проектов из Ленинграда, Куйбышева, Свердловска, Ташкента и других городов СССР. Ожидается прибытие свыше 140 проектов». Автор «Арки героев» архитектор Леонид Павлов предложил разместить свой памятник на Красной площади. Монумент сооружен не был.

Жилой дом на площади Восстания

В. Олтаржевский, И. Кузнецов. 1947

Вячеслав Олтаржевский много занимался архитектурной теорией и методами возведения высотных зданий. В 1953 году вышла его книга «Строительство высотных зданий в Москве», в которой он пытался найти связь этой архитектуры с традициями русского зодчества. Особое внимание Олтаржевский уделял конструкциям и многообразным видам инженерно-технического оснащения «высоток».

Высотное здание в Зарядье

Перспектива со стороны Красной площади. Д. Чечулин. 1948

В 1947 году Советское правительство приняло постановление о строительстве в Москве высотных зданий. Однако строительство 32-х этажного административного здания в Зарядье, которое должно было стать одной из главных доминант в силуэте центра столицы, не было завершено. Уже возведенные конструкции были разобраны, а на фундаментах высотного здания по проекту того же Дмитрия Чечулина в 1967 году построена гостиница «Россия».

Дворец Cоветов

Б. Иофан, В. Гельфрейх, Я. Белопольский, В. Пелевин. Скульптор С. Меркулов.

Один из вариантов утвержденного проекта. 1946

Главным архитектурным сооружением Москвы должен был стать Дворец Советов, строительство которого началась еще в 30-ых годах. Его высота должна была достигать 415 метров — выше самых высоких сооружений своего времени: Эйфелевой башни и небоскреба Эмпайр стейт билдинг. Здание-постамент должна была увенчивать скульптура Ленина высотой 100 метров. В этой системе функционировали специальные лаборатории по оптике и акустике, действовали механический и керамзитобетонный заводы, к строительной площадке была подведена отдельная железнодорожная ветка. Но Великая Отечественная Война внесла свои коррективы — строительство ДС было приостановлено, а материалы и конструкции, предназначенные для Дворца Советов, пришлось использовать не по назначению. Например, стальные конструкции, изготовленные из специальной марки стали ДС, использовались в 1944 г при возведении пролетных строений временного Керченского Моста.

После окончания Войны строительство Дворца Советов планировалось продолжить, но уже во вторую очередь. Увы, смерть И.В. Сталина помешала реализации самого масштабного архитектурного проекта.

Впрочем, и все остальные » сталинские проекты» были свернуты или заморожены, поскольку после смерти И. В. Сталина (5 марта 1953 года) отношение советского руководства к архитектуре и гражданскому строительству резко поменялось.

«Сталинский Ампир» был подвергнут резкой критике и даже признан вредительским течением в советском строительстве.

Постановление № 1871 ЦК КПСС и СМ СССР от 4 ноября 1955 года «Об устранении излишеств в проектировании и строительстве» завершило эпоху Советского Монументального Классицизма.

С этого момента стали строить исключительно однотипные жилые и административные здания, получившие соответствующий народный титул — «Хрущевки». 

Сегодня очевидно, что лучшие образцы этой архитектуры, в значительной части так и оставшейся в проектах, глубже и содержательнее идеологических догм, в рамках которых они осуществлялись. Пусть неосуществленные проекты этих зданий-монументов напоминают о том, что можно и должно строить новое, не разрушая исторических ценностей прошлого. То, что дала нам история, будь то добрым или злым, — это наша история, и мы обязаны принимать ее такой, какая она есть.

Пометить материал как неуместный

Оценка информации

VN:F [1.9.22_1171]
Объективность
Актуальность
Полнота
Понятность
Rating: 0.0/10 (0 votes cast)
Записи на схожие темы
Источник: www.kramola.info
[29 Апр 2017 | Автор  ]
Рубрика Тартария
Источник: www.kramola.info
[29 Апр 2017 | Автор  ]
Рубрика Тартария
 Источник: www.kramola.info
[28 Апр 2017 | Автор  ]
Рубрика История
Источник: www.kramola.info
[24 Апр 2017 | Автор  ]
Рубрика Гипотезы
Первая частьЕще один интересный мегалитический объект от Александра КолтыпинаАсланташ (Aslantas) - каменные блоки с маленькими окнами и барельефами львов, перевернутые гигантские скульптуры львов и каменные блоки с входом наверху, а окнами внизу.Почему...
[2 Июн 2016 | Автор  ]
Одной из проблем исследований, посвященных альтернативной истории, является их фрагментарность. Как правило, сами по себе, вне рамок сложившейся исторческой системы, эти иссследования не вызывают особых сомнений в достоверности....
[24 Апр 2017 | Автор  ]
Рубрика Гипотезы
Самая крупная система пещер Эр Ван Донг была обнаружена в китайской провинции Чунцин группой спелеологов и фотографов. Группа исследователей наткнулись на систему пещер Эр Ван Донг, которая оказалась настолько огромной, что даже...
[1 Авг 2017 | Автор  ]
Структуры неизвестного происхождения обнаружены в Австралии Австралия, Новый Южный Уэльс (New South Wales, Central Coast), Soldiers Beach. Наши дни. Soldiers Beach является популярным местом отдыха австралийского (и не только) населения. К сожалению, я не смог...
[25 Июн 2016 | Автор  ]
Рубрика Мегалиты
17th Century Franco-Flemish Spice/Salt Box, a peaked top section with canted sides and lift up lid over a rectangular body set on 4 turned feet, all over wheel and fan carvings, oak body with pine secondary wood, old varnish finish over a dark surface, 9" x 13 1/4" x 13" tall.9 дюймов это где то 23 см.Размерчик так себе плевенький ... могли бы для такой вещицы и ОТРУБАНИТЬ...
[25 Янв 2016 | Автор  ]
Рубрика Технологии
Ранее выкладывал пост с видео, где А.Колтыпин рассказывает про протоптанные в туфах (неогенового периода по данным геологии) колеи от неизвестного транспорта. Повозки, телеги и от чего-то более технологичного - неизвестно. Вот здесь: Автомобили неогенового...
[3 Июн 2016 | Автор  ]
Если верить официальной истории, примерно 2000 лет назад правящий класс Рима обожал устраивать для себя и простых людей эффектные увеселения, от которых у современного человека мурашки по коже. Именно для этого возводились амфитеатры...
[4 Июл 2018 | Автор  ]
Для нас, живущих в XXI веке людей, кажутся удивительными эти снимки. Ведь согласно им, буквально пару поколений назад москвичи начала ХХ века предпочитали переностиь грузы на голове, во всяком случае, это...
[13 Апр 2015 | Автор  ]
Литовский скульптор, профессиональный камнерез, работающий с гранитом и мрамором более 20 лет, изучая питерские изделия, сделанные якобы в Петровскую эпоху, пришёл к выводу, что сделать такое крестьяне не могли....
[13 Мар 2015 | Автор  ]
 Литовский скульптор, профессиональный камнерез, работающий с гранитом и мрамором более 20 лет, изучая питерские изделия, сделанные якобы в Петровскую эпоху, пришёл к выводу, что сделать такое крестьяне не могли. На лицо1 совсем не тот уровень...
[28 Май 2015 | Автор  ]
Рубрика Технологии
Оригинал взят у bitvasdurakami в Царицын и Ольгин павильоны в ПетергофеЮнона, супруга Юпитера.2Первое куда попадаешь, оказавшись на Царицыном острове — южный садик. Фонтан со скульптурой "Нарцисс, смотрящийся в источник".3Павильон в "помпейском" стиле, подарен...
[30 Июл 2016 | Автор  ]
Оригинал взят у vaduhan_08 в Башни оптического телеграфа. Индия.Оригинал взят у 1649a в башни оптического телеграфабыл такой способ связи в начале 19 века.как же выглядели эти башни? так как Индии делали самобытною культуру там эти сооружения легендировать...
[11 Дек 2016 | Автор  ]
В мае 2014 г. А.Колтыпин (известный в определенных кругах исследователь древней истории) посетил районы Фригийской долины в Центральной Анатолии. В числе объектов, которые ему удалось исследовать, оказались руины двух мегалитических крепостей, которые...
[1 Июн 2016 | Автор  ]
Первые сведения о ней относятся в античным временам. Древнейшие историки упоминали гиперборейцев. Слово "гипербореец" означало "тот, кто живет за Бореем (Северным ветром)" или "тот, кто живет на севере". Согласно древним источника, жители...
[15 Фев 2018 | Автор  ]
Публикация серии статей "Камни дораскольной Руси" вызвала интерес у наших читателей.  Публикуем некоторые присланные материалы, в которых, в числе прочего, есть фото удивительного камня, буквицы на котором выполнены ...
Доспехи порой настолько необычны и своеобразны, что не совсем понятно, пользовались ли ими когда-нибудь? Откуда такая фантазия у оружейников прошлого, ведь защита - жизненная необходимость, а не вычурное искусство. Тем более интересно...
[26 Янв 2018 | Автор  ]
Популяция носителей таких челюстей, по некоторым оценкам, насчитывает около 50 миллионов особей. Это тюлень Крабоед (лат. Lobodon carcinophagus) — вид антарктических тюленей, который считается самым многочисленным в мире: Более того, если...
[5 Сен 2018 | Автор  ]
Рубрика Археология
Ну ничего мы сами продолжим :Никто не знает почему в самом старом дворце французских королей аж 2 синагоги и ни одной церкви :Источник: bskamalov.livejournal.com
[6 Фев 2016 | Автор  ]
Рубрика Гипотезы
Оригинал взят у sibved в Саксайуаман. Война Богов: расплавленная кладкаНа форуме: http://isida-project.org/forum/4-5049-134 попались интересные фотографии элементов кладки Саксайуаман (Перу).Общий вид на строение. Многие фото кликабельны.Обратите внимание на это место...
Многие пристально следят за вспышками на Солнце и за геомагнитными возмущениями на Земле. Это связывается с самочувствием, адекватностью поведения людей, психикой и здоровьем в целом. Как говорят – это влияет на метеочувствительных. Я скажу, что...
[22 Мар 2017 | Автор  ]
Мы практически перестали мыслить образами, заключёнными в древние славянские знаки наших предков. Насколько глубоки смыслы этих знаков при первом рассмотрении, втором, третьем, а в плоскости, в объёме?.. Что могли бы они дать, попытайся...
[4 Мар 2016 | Автор  ]

Оставить комментарий

Войти с помощью: