Наверх
Главная » История

Беляны — уникальные волжские гиганты

10 Июль 2017 200 views Нет комментариев Опубликовал:

Если спросить, что такое беляны, то немногие ответят на этот вопрос. А ведь всего каких-то 100 лет назад эти гигантские корабли плавали по Волге и Ветлуге. Беляны, пожалуй, самые уникальные речные суда на свете. Это были огромные, даже по нынешним мерам, суда. По некоторым данным существовали беляны длиной до 120 м. Высота борта могла достигать 6 метров.

Давным-давно, еще до революции, каждую весну, как только Ветлуга вскрывалась ото льда, жители прибрежных деревень зачарованно провожали взглядом величественные белоснежные сооружения, медленно проходившие по реке. Величали их «белянами» – белые, значит. В отличие от плотов и сойм они грузилась только обработанным, «белым» лесом – оттого считались более ценными и дорогими.

< ![CDATA[]]>< ![CDATA[]]>

Директор краеведческого музея Краснобаковского района Ирина Сергеевна Корина считает, что начало судостроительному промыслу было положено в 17 веке, когда после стрелецкого бунта 1698 года на Ветлугу и её приток Усту были сосланы семьи стрельцов, а также провинившихся корабельных мастеров.

Разновидностей речных судов в своё время было великое множество: гусянки, подчалки, полулодки, паромы, барки… Судостроительное дело считалось престижным и прибыльным: до появления в России доступных железных и автомобильных дорог река была самым быстрым и дешевым способом транспортировки пассажиров и грузов. В зависимости от особенностей реки на ней пользовались популярностью определенные виды судов.

Ветлуга прославилась белянами. Их строили только на трех судоверфях, одна из которых была Баковской.

…Красивое это было зрелище – идущая по синим ветлужским водам величественная беляна. Не каждый, наверное, задумывался над тем, ценой какого неимоверного труда создавалась эта красота. Труд сплавщиков можно было сравнить с каторжным, с той лишь разницей, что каторга – это труд подневольный.

 

Грузоподъемность белян соответствовала их размерам и могла быть 100-150 тыс. пудов (пуд – 16 кг) у небольших белян, а вот у больших она доходила до 800 тыс. пудов! То есть это были размеры пусть и не очень большого, но все же океанского корабля, хотя плавали они исключительно с верховьев и до низовьев Волги и никогда не бывали дальше Астрахани!

Рубка и сплав леса велись варварскими способами при отсутствии какой-либо механизации. Рубить лес рабочие отправлялись артельно, захватив с собой из дома продовольствие. Жили в лесу, по три-четыре месяца не бывая дома, довольствуясь скудным и однообразным питанием, ночуя в маленьких избушках-зимницах, которые плохо удерживали тепло.

< ![CDATA[]]>< ![CDATA[]]>

Срубленный лес надо было стащить к сплавной речке (притоку Ветлуги). Здесь брёвна связывали в звенья, и когда начиналось половодье, гнали к Ветлуге (до устья сплавной речки). Делалось это с применением длинных шестов, которыми оттаскивали связанные брёвна от берегов, чтобы не было затора, а некоторые отважные молодцы усаживались на небольшие плоты и лихо мчались к устью речонки по быстрой воде, направляя движение плывущего леса.

< ![CDATA[]]>< ![CDATA[]]>

Несмотря на то, что работа бурлака была очень опасной, угрожающей иногда потерей здоровья и даже гибелью, люди шли сюда, так как работа эта была хотя и скудным, но подспорьем в крестьянской жизни. Женщины тоже работали на белянах, но их труд оплачивался гораздо ниже. Поэтому сплавлялись они в редких случаях, лишь когда плот обслуживала вся семья.

< ![CDATA[]]>< ![CDATA[]]>

Лес в беляне укладывался особым способом – ровными рядами с широкими проёмами, чтобы в случае аварии можно было быстро добраться до места поломки. Кроме того, правильно уложенные бревна быстрее подсыхали, что сохраняло их от гниения.

Известно, что на постройку одной средней волжской беляны уходило около 240 сосновых бревен и 200 еловых. При этом плоское дно делалось из еловых брусьев, а борта – из сосны. Расстояние между шпангоутами – не более полуметра, из-за чего прочность корпуса беляны была исключительно велика. При этом, как это очень часто бывало у нас в прошлом, строились беляны вначале без единого гвоздя, и только уже впоследствии их начали сколачивать железными гвоздями

Фото 3.

Но самым интересным в беляне был, в общем-то, ее груз – «белый лес», то есть лишенные коры бело-желтые бревна. Считается, что из-за этого-то так ее и назвали, хотя есть и другая точка зрения, будто бы слово «беляна» связано с рекой Белой. В любом случае, любая беляна была всегда белой, поскольку служили эти суда всего-навсего одну навигацию и потому никогда не смолились!

А вот грузили беляны так, как не грузили и не грузят ни одно судно в мире, о чем свидетельствовала даже такая вот пословица: «Разберешь беляну одними руками, не соберешь беляны всеми городами». Происходило это оттого, что лес укладывался в беляну не просто штабелем, а штабелем со многими пролетами, чтобы иметь доступ к ее днищу на случай течи. При этом груз бортов не касался и не давил на них. Но так как при этом на них давила забортная вода, то между грузом и бортами вставляли особые клинья, которые по мере их усыхания заменялись все большими и большими по размеру

Фото 4.

При этом, как только лес начинал превышать по высоте борта беляны, бревна начинали укладывать так, чтобы они выступали за борта, а на них укладывали новый груз. Такие выступы назывались роспуски или разносы, которые надо было уметь расположить так, чтобы не нарушить равновесие судна. При этом роспуски иногда выступали за борт на четыре и более метров в стороны, так что ширина судна по верху оказывалась значительно больше, чем по низу, и достигала у некоторых белян 30 метров!

< ![CDATA[]]>< ![CDATA[]]>

Корпус беляны был заострен как спереди, так и сзади, а управляли ею при помощи огромного руля – лота, имевшего вид самых настоящих дощатых ворот, который поворачивался при помощи огромного длинного бревна, выведенного от кормы на палубу. Из-за этого лота беляна и сплавлялась вниз по реке не носом, а кормой. Время от времени, пошевеливая огромным лотом, словно ленивый кит хвостом, она плыла так по течению, но, несмотря на всю свою неуклюжесть, обладала прекрасной маневренностью! Кроме лота, на беляне имелись большие и малые якоря весом от 20 до 100 пудов, а также великое множество самых различных канатов, пеньковых и мочальных.

Фото 5.
< ![CDATA[]]>< ![CDATA[]]>

Интересно, что и палуба «беляны” тоже представляла собой не что иное, как груз, а настилалась либо из теса, либо из пиленых досок и бывала настолько велика, что походила на палубу современного авианосца. На ней ставили 2-4 ворота для подъема больших якорей и натяжения удерживающих лот канатов. А вот ближе к корме на «беляне” ради равновесия устанавливали по две небольшие избушки — «казенки», служившие местом обитания команды судна. Между крышами избушек перекидывался высокий поперечный мостик с резной будкой посредине, в которой находился лоцман.

При этом будка вся покрывалась резьбой, а иной раз даже красилась краской под «золото». Хотя судно это и было сугубо функциональным, «беляны”, тем не менее, богато украшались флагами, причем не только государственными и торговыми, но также и собственными флагами того или иного купца, изображавшими чаще всего благословляющих святых или какие-нибудь подходящие по случаю символы. Флаги эти иной раз были настолько велики, что развевались над «белянами” словно паруса. Но с тратами на них обычно купцы не считались, поскольку тут главным делом было о себе заявить!

Фото 6.

Рабочих на «беляне” было от 15 до 35 человек, а на самых больших от 60 до 80. Многие из них работали на помпах, которые откачивали воду из корпуса, причем таких помп было 10-12 штук, поскольку корпус «беляны” всегда понемногу протекал. Из-за этого «беляну” грузили так. чтобы нос ее погружался в воду глубже, чем корма, и вся вода стекала бы туда!

Особого расцвета строительство белян на Волге достигло в середине XIX века в связи с началом массового пароходного движения. Поскольку пароходы в то время ходили на дровах (а было их около 500 штук), то нетрудно себе представить, какое огромное количество леса требовал весь этот флот.

Дрова завозились в волжские порты исключительно на белянах и только постепенно, в связи с переходом на нефть, спрос на дрова на Волге упал. Тем не менее, даже в конце XIX века их здесь продолжали строить до 150 штук ежегодно и загрузив лесом, сплавляли вниз по реке вплоть до Астрахани

Фото 7.

Фото 8.

Затем эти уникальные суда разбирались, да так, что от них в буквальном смысле этого слова ничего не оставалось! «Казенки» продавались как готовые избы, лес шел на строительный материал, пенька, рогожи и канаты, не говоря уже про крепеж – абсолютно все приносило доход владельцам белян! Только лишь небольшие беляны, нагрузившись в Астрахани рыбой, шли назад, влекомые бурлаками. Однако потом их тоже разбирали и продавали на дрова. Держать беляну на плаву дольше одного сезона оказывалось невыгодно!

История белян интересна еще и тем, что некоторые из них за одну навигацию и собирались и разбирались по два раза! Так, например, небольшие беляны в том месте, где Волга близко подходила к Дону, причаливали к берегу, после чего весь груз с них конными повозками перевозили на Дон. После этого разбирали и саму беляну, везли вслед за грузом, вновь собирали ее и грузили уже на новом месте. Теперь лес на них сплавлялся в низовья Дона, где беляны разбирались уже во второй раз!

Одна из последних  белян, начало 20-го века:

Фото 9.

Фото 10.

Фото 11.

Фото 13.

Фото 14.

Фото 15.

Фото 16.

Фото 17.

Фото 18.

Фото 19.

Фото 20.

Фото 21.

Фото 22.

< ![CDATA[]]>Источник< ![CDATA[]]>

Пометить материал как неуместный

Оценка информации

VN:F [1.9.22_1171]
Объективность
Актуальность
Полнота
Понятность
Rating: 0.0/10 (0 votes cast)
Записи на схожие темы
</div> Источник: sandra-rimskaya.livejournal.com
[9 Ноя 2015 | Автор  ]
Рубрика Архитектура | Метки:
Глава "Библейский проект: Эгригориальные и генетические войны, порабощение человечества паразитами сознания."из книги Авраама Сакральского "Глобальная история Земли и человечества. Кто мы - падшие Боги, порабощённые паразитами сознания"?Всю...
[27 Июл 2015 | Автор  ]
Оригинал взят у a_pollaiolo в Церковь Сан-Каетано в ВаленсианеНаиболее хорошо сохранившийся шедевр чурригереско школы Гуанахуато можно видеть в расположенном неподалеку городе Валенсиана. Источник: vaduhan-08.livejournal.com
[5 Окт 2015 | Автор  ]
Если лететь на вертолёте из Чокурдаха в посёлок Черский, можно увидеть «великую якутскую стену», скалы-останцы, которые поразительно напоминают рукотворные сооружения. Местные называют их кекурами, а вообще, в Якутии такие столбы называются кисиляхами.01.02.03.04.05.06.07.08.09.10.Источник...
[14 Дек 2015 | Автор  ]
Во время прошедших выходных, 11 и 12 июня лета 7524 от сотворения мира, и в год 2016 от воплощения Бога Слова, мой друг Тымнетагин, вновь порадовал. Совсем недалеко от Магадана он обнаружил ещё несколько убедительных объектов, которые вполне относятся к руинам...
[14 Июн 2016 | Автор  ]
 Источник: vaduhan-08.livejournal.com
[8 Дек 2016 | Автор  ]
Рубрика История | Метки: , ,
Оригинал взят у sudilovski в Камни отчаяния."Одно из крупнейших и красивейших в Европе – генуэзское кладбище(Cimitero Monumentale di Staglieno) раскинулось на зеленом склоне горы на площади более одного квадратного километра. Дата первых захоронений - 2 января 1851 года."...
[3 Мар 2016 | Автор  ]
Рубрика Архитектура | Метки:
Совсем недавно кто-то спросил меня, обсуждают ли иностранцы те же вопросы, которые волнуют нас, ну в плане непознанного, альтернативной истории, и т.п. Я ответил, что да, у них так же как и у нас растёт интерес к истории, и появляется всё больше тех, кого...
[27 Май 2016 | Автор  ]
Оригинал взят у a_pollaiolo в Собор в АльмерииПостроенный по проекту Диего Силоэ в 1524-1562 годах собор в Альмерии являет собой образец высокого платереско.http://es.wikipedia.org/wiki/Catedral_de_la_Encarnaci%C3%B3n_de_Almer%C3%ADa Источник: vaduhan-08.livejournal.com
Оригинал взят у nektonemo в Русская Императорская Армия. 1892 год. ***+мнооооогоооооо....>>>Моё дополнение: 554 год - это (554 + 1352 =) 1906 год. И если это Russe то это доказательство того, что по всей Германороссии в 1906 году даты писали из трёх цифр и без прибавленных...
[19 Сен 2016 | Автор  ]
Совсем недавно кто-то спросил меня, обсуждают ли иностранцы те же вопросы, которые волнуют нас, ну в плане непознанного, альтернативной истории, и т.п. Я ответил, что да, у них так же как и у нас растёт интерес к истории, и появляется всё больше тех, кого...
[6 Май 2016 | Автор  ]
Рубрика Люди | Метки: , ,
Удивительное дело... следы античности в америке, да не просто следы а явная не разрушенная античность! Вот здесь храм в подмосковье который очень похож на храм в америке http://vaduhan-08.livejournal.com/52581.html, сначала посмотрете на храм в России а затем а Америке!Оригинал...
Оригинал взят у nilsky_nikolay в Деловой Петербург снаружиФотографии в альбоме «Деловой Петербург, 1903», автор nilsky-n на Яндекс.Фотках Источник: sandra-rimskaya.livejournal.com
[28 Апр 2015 | Автор  ]
Рубрика АРМИЯ Карусов | Метки:
Есть у меня замечательная знакомая из Перми, Ольга Миронова. Благодарю её за фото, которые пополнили коллекцию засыпанных городов. Да… Пермь (Медведия) так же занесена илом, песком и глиной. Первые этажи скрылись под наносами после потопа.0102030405060708091011121314151617181920212223Источник:...
[4 Май 2016 | Автор  ]
В труднодоступной области, которая находится между Нижнеколымском и Черским, обнаружена целая армия каменных воинов, скал - останцев, которые местные жители называют кисиляхами. Многим известны столбы на плато Маньпупунёр на севере Урала, и почти...
[14 Дек 2015 | Автор  ]
Это заброшенный дом в Костромской области. Хотелось бы жить в таком? Или уже всё… Мечтаете о коттедже, чтоб как в американских фильмах. С лужайкой, автоматическими рольворотами в гараже, совмещённом с жилым домом. Чтоб из машины сразу в спальню…...
[29 Дек 2015 | Автор  ]
Hubert Robert,Panini Giovanni Paolo ну и конечно Piranesi Giovanni признанные мастера живописи.Однако были малоизвестные у нас живописцы так же рисовавшие разрушенное наследие прежних цивилизаций.Именно с такими художниками мне и хотелось вас познакомить.Знакомитесь...
[18 Май 2016 | Автор  ]
Для меня это не просто открытие а просто откровение... вот она сохранившаяся античность в полный рост! Античность 18 век!!!Оригинал взят у a_pollaiolo в Собор в ГуадиксеСтроительство собора в Гуадиксе началось в 1549 году по проекту Диего Силое и было завершено...
1 часть http://by-enigma.livejournal.com/3793.html2 часть http://by-enigma.livejournal.com/5046.htmlПредпоследняя подборка фотографий из серии о раскопках в Риме.В ней в основном фотографии сделанные во время археологических работ в Римском форуме и на холме Палатин под руководством...
[26 Сен 2016 | Автор  ]
Оригинал взят у by_enigma в Руины древней Греции Источник: yuri-shap2015.livejournal.com
[1 Ноя 2016 | Автор  ]
Если прогуляться в Петергофе по Английскому парку, можно увидеть небольшой пригорок, на котором валяются обломки камней. Это все, что осталось от Английского дворца.Проект Английского дворца разработал самый значительный архитектор эпохи...
[26 Янв 2016 | Автор  ]
Оригинал взят у by_enigma в Откопанный Рим 2. Excavated Romе 2 Очередная порция фотографий для гурманов древнего Рима.На сей раз предлагаю некоторое количество снимков запечатлевших раскопки в различных уголках города и в окрестностях сделанных приблизительно...
[25 Апр 2016 | Автор  ]
Оригинал взят у nilsky_nikolay в Иллюстрации из журнала "Зодчий" за 1903 год52 странички.Фотографии в альбоме «Зодчий-1903», автор nilsky-n на Яндекс.Фотках Источник: sandra-rimskaya.livejournal.com
[29 Мар 2015 | Автор  ]
Рубрика Архитектура | Метки:
Оригинал взят у tito0107 в Готическая скульптура из ХальберштадтаОригинал взят у uchitelj в Готическая скульптура из ХальберштадтаОчень разнообразные типажи...)Многие сюжеты узнаваемы, но  некоторые персонажи мне не известны. Знатоки могут подсказать.)1,222,3345678,9101112...
[27 Июн 2017 | Автор  ]
Римские и византийские древности в Северной Африке. Часть 1РазвалиныРазвалиныРимские развалиныРимские развалиныРимские развалиныРимские развалиныРимские развалиныРимские развалиныСтатуи римской эпохиТимгад....
[10 Мар 2017 | Автор  ]

Оставить комментарий

Войти с помощью: